?

Log in

No account? Create an account
Предсмертное письмо Александра Фадеева - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

May 12th, 2015


Previous Entry Share Next Entry
10:43 pm - Предсмертное письмо Александра Фадеева
Отрывки читал ранее, полный текст вижу впервые. Не думаю, что это многим сейчас интересно, - как не интересен и сам Фадеев. Публикатор снабдил фотографию памятника писателю следующей надписью: «12 мая 2015 года у памятника А.А. Фадеева в Москве не очень многолюдно».
12 мая 2015 года у памятника А.А. Фадеева в Москве не очень многолюдно. Фото: Сергей Куксин/ РГ
Я бы добавил: вряд ли случайные прохожие ответят на вопрос: а кому, собственно, памятник?
И всё же текст этот крайне важен. Прочтите – и поймете почему.
"Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет.
Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же "дубинкой".

После XX сеъзда Фадеев понял, что меняются "правила игры", и его играть по этим правилам не приглашают. Фото: РИА Новости www.ria.ru
С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!
Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить...
Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.
Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.
Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.
Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.

Прошу похоронить меня рядом с матерью моей. А. Фадеев".
13 мая 1956 года
http://rg.ru/2015/05/13/pismo.html
Сейчас по ящику идет ремейк «Молодой гвардии». Не уверен, что кто-нибудь смотрит. Впрочем, и смотреть это невозможно.

(27 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:alexey43
Date:May 12th, 2015 07:49 pm (UTC)
(Link)
Смотреть это реально невозможно.
За письмо спасибо. Не читал целиком раньше.
[User Picture]
From:ilyavaliev
Date:May 12th, 2015 07:51 pm (UTC)
(Link)
Думаю что не все еще забыли Фадеева....хочется надеятся...
[User Picture]
From:sozecatel_51
Date:May 12th, 2015 07:51 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:krajn
Date:May 12th, 2015 07:58 pm (UTC)
(Link)
Я довольно долго лежал в больнице (в юношеском возрасте) и дружил, как ни странно, с очень пожилым пвциентом, лежавшим в нашей палате - врачом-фтизиатром, бывшим домашним доктором семьи Фадеевых.
Его отзывы о главе семейства были такие... негативные, что ли.
Аккуратно, взвешенно негативные.
Не тянет Фадеев на жертву режима.
Суицидник, скорее.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:May 12th, 2015 09:16 pm (UTC)
(Link)
Ему деваться было некуда - возвращались те, кого фактически он посадил.
[User Picture]
From:krajn
Date:May 13th, 2015 02:59 am (UTC)
(Link)
Космонавт Николаев утверждал, что из любого положения есть, как минимум, два выхода.
Фадеев сам не реализовал свой талант, сам загубил.
Но тут мы возвращаемся на повтор позиций, которые с Вами уже играли: про Высоцкого, про Даля...
[User Picture]
From:valery_brest_by
Date:May 12th, 2015 08:15 pm (UTC)
(Link)
Несколько месяцев назад перечитывал "Молодую гвардию". Очень многим заинтересовало.
"В Ростове он купил документы на имя рабочего железнодорожных мастерских
Игната Семеновича Фомина, документы, по которым он выглядел заслуженным
рабочим человеком, выправил соответствующие документы и на жену свою. И так
он появился в Донбассе, зная, что там очень нужны рабочие руки и не будут
допытываться, кто он и откуда.
Он твердо верил в то, что рано или поздно дождется своего часа, а пока
что наметил для себя определенную и ясную линию поведения. Прежде всего он
знал, что должен трудиться на совесть: во-первых, потому, что так ему легче
будет спрятаться, во-вторых, потому, что добросовестный труд при его
сноровке и умении даст ему возможность жить в достатке, и, в-третьих,
потому, что, как он ни был богат в прошлом, труд всегда был ему в привычку.
А кроме того, он решил особенно не высовываться, не лезть в общественные
дела, а к начальству относиться с покорностью и, избави бог, никого не
критиковать.
Так с течением времени этот человек-невидимка стал уважаемым властями
не только как прилежный честный рабочий, но и как человек большой скромности
и дисциплины. У него хватило выдержки ничем не изменить этой своей линии
поведения, даже когда немцы подошли близко к Ворошиловграду. Он не
сомневался в том, что немцы будут здесь. И только когда его спросили, не
согласится ли он предоставить свою квартиру подпольной организации на случай
прихода немцев, он чуть не выдал себя, такое им овладело чувство злорадства
и наслаждения местью.
И даже то, что так понравилось Шульге, - что Фомин ходил у себя дома в
пиджаке и в галстуке, и при часах, - объяснялось не его любовью к
опрятности, - в обычное время он, как и все рабочие, одевался чисто, но в
простую повседневную одежду, - а объяснялось тем, что он с часу на час ждал
немцев и, желая понравиться им, вытащил из сундука все лучшее из того, что
имел."
http://lib.ru/RUSSLIT/FADEEW/mol_gwardiya.txt
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:May 12th, 2015 09:18 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за цитату, я этого куска не помнил.
[User Picture]
From:jonypenza
Date:May 12th, 2015 08:20 pm (UTC)
(Link)
Где бы увидеть сканкопию оригинала сего письма.. Не подскажете?

P.S. Нашёл только инфу о том, что обнародовано оно было 34 года спустя, т.е. аккурат в 1987 году.. Как раз "вовремя".. Гм..

Edited at 2015-05-12 08:24 pm (UTC)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:May 12th, 2015 09:15 pm (UTC)
(Link)
Скан по ссылке, внизу.
[User Picture]
From:jonypenza
Date:May 13th, 2015 06:01 pm (UTC)
(Link)
Да, спасибо! (Как я сразу его внизу не заметил? Странно..)
А сканы других страниц письма, не подскажете, где можно взглянуть?
Честно всю ночь в инете сидел, но так и не нашёл. Даже журнала "Гласность" (№15 от 1990), где вроде бы впервые было опубликовано письмо, тоже нигде не обнаружил.. Вообще ни одного номера..
[User Picture]
From:mamlas
Date:May 12th, 2015 08:23 pm (UTC)
(Link)
Хрущёв должен быть разоблачён.
***
Смотреть фильм можно хотя бы потому, что там предателя, кажется, правильно показывают, а не по-фадеевски ошибочно (но ещё не показали, возможно, ошибусь).
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:May 12th, 2015 09:19 pm (UTC)
(Link)
Очень уж плохо сделано, больше десяти минут не выдержал.
[User Picture]
From:chura24
Date:May 12th, 2015 08:35 pm (UTC)
(Link)
Жалко мужика. Как раз на днях перечитывал "Молодую Гвардию" в первом издании. Бескомпромиссно качественная проза. И актуальная.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:May 12th, 2015 09:19 pm (UTC)
(Link)
Соглашусь, пожалуй. Загубленный и не реализованный дар.
[User Picture]
From:sofya1444
Date:May 13th, 2015 03:22 am (UTC)
(Link)
=И актуальная.=
Ещё бы не актуальная, когда написана по заказу. Симонов тоже так писал. На какую тему скажут, на ту и писал. Что, впрочем, не умаляет ценности его произведений.
[User Picture]
From:chura24
Date:May 13th, 2015 08:10 am (UTC)
(Link)
Заказ, кстати,- в широком смысле - отличный стимул для творчества. А насчет "на какую тему скажут...", боюсь, вы не правы.
[User Picture]
From:sofya1444
Date:May 13th, 2015 08:45 am (UTC)
(Link)
=насчет "на какую тему скажут...", боюсь, вы не правы. =
Собственно, я это не выдумала. За давностью лет не вспомню, кто именно из окружения Симонова отмечал лёгкость, с которой тот исполнял любое писательское задание и говорил ему, своему собеседнику, типа, какая тому разница, о чём писать.
Да и сам Фадеев по требованию Сталина не раз переписывал свою "Молодую гвардию".
На заказ работали многие. Алексей Толстой. Шолохов. Да если русские, то почти все, кого публиковали. Других просто ни в литературу, ни в культуру не пускали. Булгаков. Платонов. Цветаева. Ахматова. Зощенко. Таких море.
[User Picture]
From:sofya1444
Date:May 13th, 2015 08:54 am (UTC)
(Link)
=кстати,- в широком смысле - отличный стимул для творчества=
Тем не менее согласитесь, что выстраданный текст, подогретый собственной страстью - лучше.
Правильное писательство предполагает отображение собственной личности в той или иной форме. Большое счастье писать свободно обо всём, что для автора представляет интерес. А исполнять задание? Даже если с души воротит?
Это неправильно.
[User Picture]
From:yuridmitrich
Date:May 13th, 2015 09:31 am (UTC)
(Link)
= Большое счастье писать свободно обо всём, что для автора представляет интерес.

Сейчас так и пишут, но никто не читает.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:May 13th, 2015 09:35 am (UTC)

Сейчас так и пишут, но никто не читает

(Link)
Верное наблюдение. Впрочем, "своих" иногда читают, "чужих" - никогда.
[User Picture]
From:sofya1444
Date:May 13th, 2015 10:22 am (UTC)

Re: Сейчас так и пишут, но никто не читает

(Link)
= "чужих" - никогда.=
Это как сказать! Вот я к примеру на днях прилепинскую "Обитель" прочитала.
А у вас вообще всё о"кэй. Мы, ваши благодарные читатели, каждый день не по разу заглядываем в ваш журнал. Ваши тексты актуальны, интересны, они будят мысль да и охват тем не хилый. (Ой! Опять будете ругать меня за подхалимаж, но я не корысти ради...)
А беллетристика - ну её. Она не актуальна. Закончился жанр. Надорвался на фентези. Уж если прилепинский роман века нечитаем...

[User Picture]
From:sofya1444
Date:May 13th, 2015 09:47 am (UTC)
(Link)
Ну почему же не читают? Вот вы прочитали мою реплику и даже прокомментировали её. Опять же я прочитала ваш отзыв.
Вот так малыми шагами и можно двигаться. Сейчас для творчества идеальные условия. Пиши - не хочу! Главное - не растекаться по древу. И не писать беллетристику. Выдумки никому не интересны. Пишите жизненное и будет вам счастье.
[User Picture]
From:sinitzat
Date:May 12th, 2015 10:46 pm (UTC)
(Link)
Очень даже можно смотреть - да, не героический эпос, это другой фильм и про другое, про то, как мальчишки и девчонки - без патреи, без ее руководящей и направляющей сорганизовались и проработали подпольщиками всего каких-то три с половиной месяца... А так и было. Есть и удачи: немцы хороши, Тюленин, Туркевич, полицаи все, как на подбор, хоть их с маслом ешь. На фоне Украины все смотрится довольно органично ((
[User Picture]
From:sofya1444
Date:May 13th, 2015 03:57 am (UTC)
(Link)
Ничего выдающегося в этом письме нет. Оно отнюдь не революционно. Это письмо, как и дальнейшее его самоубийство, продиктовано жесточайшей досадой. Действительно, как это можно стерпеть, когда он, всевластный Генеральный Секретарь союза писателей СССР вдруг оказался не у дел! Пятнадцать лет правил, определял жизнь и смерть своих подопечных, решал, кого казнить, кого миловать и вдруг новое руководство отказалось с ним говорить! Фадеев застрелился не как герой, но как полный банкрот по жизни. В этом акте было всё: каприза, досада, месть, страх перед расплатой... При жизни был лжив, таким остался и в в своём последнем слове. Фадеев - человек, абсолютно развращённый системой и данной ему властью.
А писатель он никудышный. Дело ведь не только в том, насколько грамотно и красиво человек составляет предложения, и даже не в том, насколько умело он выписывает образы героев своих книг, и тем более не в занимательности повествования. Писательский гений проявляется в той невещественной составляющей, которая присутствует за тканью произведения и которую чуткий читатель осознаёт на подсознательном уровне. У русского гения Андрея Платонова эта составляющая чрезвычайно сильна.
А у Фадеева ей даже не пахнет. Дуболом. Тупорылый и бездарный. Партийный функционер, забывший своё человеческое первородство. За что и был наказан при жизни полным отсутствием способности к писательству.
[User Picture]
From:chura24
Date:May 13th, 2015 08:16 am (UTC)
(Link)
Круто
[User Picture]
From:sofya1444
Date:May 13th, 2015 08:37 am (UTC)
(Link)
Можем.

> Go to Top
LiveJournal.com