?

Log in

No account? Create an account
Раскрываем псевдонимы?! - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

January 26th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
08:42 pm - Раскрываем псевдонимы?!

Нет, это не очередной виток борьбы с космополитизмом, а всего лишь демонстрация собственной эрудиции.


«У писателей XIX— начала XX вв. имелось немало резонов скрываться за вымышленными именами. Таковыми могли быть, в частности, статусно-ролевые мотивы, побудившие чиновника особых поручений министерства внутренних дел Павла Мельникова подписывать романы “Андреем Печерским”; цензурно-политические моменты, заставившие Николая Огарева превратиться в “Р.Ч.”; прагматические соображения, добавившие Николаю Лескову вторую фамилию Корельский, чтобы отличаться от автора “Соборян” и “Левши”; желание поиграть с читателем, сподвигнувшее Некрасова выступить “Литературной биржи маклером Назаром Вымочкиным”; стремление к выразительности и запоминаемости, преобразившее обыкновенную Елизавету Дмитриеву в загадочную Черубину де Габриак; потребность в творческой самоидентификации, сделавшая Игоря Лотарева Игорем Северяниным; обозначение гражданской позиции, явившее Демьяна Бедного вместо Ефима Придворова…

к настоящему времени сформировались три типовые модели литературных псевдонимов — условно назовем их “имиджевая”, “функциональная” и “проективная”. Имиджевая модель предполагает сотворение писательской легенды и автомифологии. Выдуманное имя уподобляется нимбу, ореолу, который возникает в любом медийном упоминании автора и становится технологией его публичного самопредъявления и самопозиционирования. Мифологизация писательского образа, в свою очередь, строится на каких-то биографических акцентах, публичных заявлениях, демонстрации причастности к каким-то общественным явлениям, культурным процессам, актуальным событиям. Носитель псевдонима такого типа — это писатель-актер, умело (и часто вполне искренне!) разыгрывающий яркую роль на литературной сцене. Автор обретает черты литературного персонажа, чья судьба выстраивается по драматургическим законам, подчиняется принципам художественности. Самые известные примеры — фамилия Эдуарда Лимонова и имя Захара Прилепина.

Функциональная модель заявляет псевдоним как некий формат творческого самовыражения, а его носителя — как своеобразного функционера от литературы. Вымышленное имя позволяет разделить сферы деятельности пишущего: собственно сочинительство и, например, наука, журналистика, преподавание, издательское дело, литературная критика. В отличие от первой модели тут происходит если не полное отчуждение, то довольно значительное дистанцирование от вымышленного имени. При этом автор сохраняет личностный статус-кво: никакого психологического вытеснения или ментального замещения здесь обычно не происходит — пишущий остается “самим собой”, а псевдоним выступает в качестве его функционального двойника. Характерные примеры — Ирина Грекова (Елена Вентцель), Борис Акунин (Григорий Чхартишвили), Рустам Святославович Кац (Роман Арбитман), Андрей Тургенев (Вячеслав Курицын), Шиш Брянский (Кирилл Решетников), С. Гедройц (Самуил Лурье), Гула Хирачев (Алиса Ганиева), Наиль Измайлов (Шамиль Идиатуллин), Александра Маринина (Марина Алексеева), Анна Берсенева (Татьяна Сотникова). Условно отнесем сюда и достоверно пока не идентифицированных Фигля-Мигля и Натана Дубовицкого.

Проективная модель делает псевдоним публичной проекцией какого-то периферического, маргинального или пограничного элемента авторского “Я”, который изначально скрыт от читателя и, возможно, даже не всегда доступен полному осознанию самим сочинителем. Здесь вымышленное имя — персонифицированный выразитель потаенных идей и неафишированных позиций писателя, а излюбленный прием — всесторонне продуманная мистификация с использованием литературной маски — фигуры вымышленного сочинителя (нередко с легендированной биографией), которому приписывается произведение. Яркие представители — Анатолий Брусникин и Анна Борисова, Лев Гурский и Эдуард Бабкин (уже упомянутых Чхартишвили и Арбитмана), Баян Ширянов и Содом Капустин (Кирилл Воробьев), Упырь Лихой (Елена Одинокова), Макс Фрай (Светлана Мартынчик и Игорь Степин), Сандра Ливайн (Александр Кабаков).

Конечно, в реальной практике все три описанных типа могут соединяться, трансформироваться, пересекаться в разные периоды творчества одного и того же автора или при наличии у него одновременно нескольких псевдонимов (Чхартишвили/Акунин, Брусникин, Борисова; Арбитман/Кац, Гурский, Бабкин). Но, пожалуй, именно в последней — проективной — модели возникают самые любопытные, специфические и неординарные ситуации, выводящие разговор о литературных псевдонимах не только в плоскость социальных и психологических фиксаций, но и на уровень культурологических и философских обобщений».

http://magazines.russ.ru/znamia/2013/1/s10.html

Можно было бы придраться по мелочам: Грекова не Ирина, а Инна, про Натана Дубовицкого не знает только ленивый, а про то, что Виктор Пелевин – псевдоним, похоже, автор даже не догадывается. Но в целом статья интересная, читать нужно. Хотя финал  невольно вызывает желание съязвить. «Большую часть нынешней литкритики делает один и тот же человек под разными псевдонимами. Эпатажную — “Топоров”, придирчивую — “Ремизова”, саркастическую — “Наринская”, заковыристую — “Данилкин”… И кучно, и скучно, и некому руку подать».

…Подать можно, пожать некому. Думаю, откажутся все четверо.




(14 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:steissd
Date:January 26th, 2013 05:11 pm (UTC)
(Link)
Пелевин — псевдоним? Педивикия пишет, что его отца звали Олегом Анатольевичем Пелевиным, и он был не писателем, а преподавателем военного дела...
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 26th, 2013 05:15 pm (UTC)
(Link)
Мне бы не очень хотелось уподобляться автору и развивать тему. Если коротко, то да, правда: один известный писатель сболтнул в интервью и сам потом об этом пожалел.
[User Picture]
From:steissd
Date:January 26th, 2013 05:24 pm (UTC)
(Link)
Ясно.
[User Picture]
From:nahash
Date:January 26th, 2013 07:25 pm (UTC)
(Link)
Хм.. что выиграл Кац, поменяв фамилию на Арбитмана?
А кто такие Андрей Тургенев, Шиш Брянский (Кирилл Р), С. Гедройц (Самуил Лурье), Гула Хирачев и прочие люди?
Содом Капустин, Упырь Лихой?
Плохой я филолог, отстала,
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 26th, 2013 07:31 pm (UTC)

что выиграл Кац, поменяв фамилию на Арбитмана?

(Link)
Ход мыслей г-на Каца мне не подвластен)
С Упырем, кстати, я общался в сети: был в полной уверенности, что это мужик: очень уж матерился... Впрочем, мой бывший френд Михаил Ириньевич(еще один большой писатель) тоже не привык сковывать себя в лексике.
[User Picture]
From:nahash
Date:January 26th, 2013 07:37 pm (UTC)

Re: что выиграл Кац, поменяв фамилию на Арбитмана?

(Link)
Они действительно серьезные писатели?
[User Picture]
From:andeshpit
Date:January 26th, 2013 08:02 pm (UTC)

Re: что выиграл Кац, поменяв фамилию на Арбитмана?

(Link)
Такие псевдонимы придумают только серьёзные писатели, не сомневайтесь.)
[User Picture]
From:nahash
Date:January 26th, 2013 08:06 pm (UTC)

Re: что выиграл Кац, поменяв фамилию на Арбитмана?

(Link)
)):
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 26th, 2013 08:51 pm (UTC)

Re: что выиграл Кац, поменяв фамилию на Арбитмана?

(Link)
Серьезный писатель там минимум один: Гула Хирачев(Алиса Ганиева - хороша необыкновенно!:))
[User Picture]
From:nahash
Date:January 26th, 2013 08:56 pm (UTC)

Re: что выиграл Кац, поменяв фамилию на Арбитмана?

(Link)
Погуглю
[User Picture]
From:bruno_west
Date:January 27th, 2013 04:17 pm (UTC)

(Link)
И.Грекова где-то оговаривала, что на не "Ирина Грекова", а именно "И.Грекова".

Кстати, также, например, "Л.Пантелеев" никакрй не Лёнька и М.Горький - вовсе не хотел быть "Максимом" - я у него в письмах наткнулся на его мнение на этот счет. Но это я не поучаю - просто вспомнилось...
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 27th, 2013 06:07 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за уточнение.
[User Picture]
From:bruno_west
Date:January 27th, 2013 06:45 pm (UTC)
(Link)
:))
[User Picture]
From:panoramov
Date:January 29th, 2013 10:11 pm (UTC)
(Link)
Автору учебника по теории вероятностей важно было быть Игрековой (а могла бы стать Иксовой, или Зетовой), а уж Инна, Ирина или кто там ещё - не суть важно.

> Go to Top
LiveJournal.com