?

Log in

No account? Create an account
Напрасно в годы хаоса искать конца благого(с) - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

November 6th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
08:00 pm - Напрасно в годы хаоса искать конца благого(с)
Этим обычно начинают интересоваться в переходном возрасте, когда вдруг возникает желание понять, кто ты, откуда и зачем. Я в этом смысле исключением не являлся. Сначала расспрашивал маму, потом обеих бабушек и даже с одной из прабабок успел поговорить. Навыков составления генеалогического древа у меня не было, поэтому тупо рисовал квадратики, записывал в них добытую информацию, соединял квадратики стрелками. Занятие было довольно интересным: о людях этих я практически ничего не знал, редкие сохранившиеся фотографии родственных чувств не вызывали, да и узнавал на фотках лишь родителей, старшие поколения казались совершенно незнакомыми и даже чужими. Некоторые фотки были смешными: бабушка в трусиках, прадедушка на коне, другая бабушка в анатомичке над трупом.Задача осложнялась тем, что мужчины по отцовской линии постоянством не отличались – разобраться в их женах и детях было практически невозможно. Мамина линия была проще, к тому же ее изрядно проредили бурные события двадцатого века: Революция, чистки тридцатых годов, война. Да и по-человечески мне эта линия ближе: мы с мамой остались одни, когда мне было три года. Некоторые снимки мне показывали, не давая в руки. Некоторые просто торопливо убирали. Как этот, например.
Изображение (74)
«А это кто?» - спросил я. «Прадед твой», - не очень охотно ответили мне. «Одежда странная. Он что, попом был?». «Да, он был священником». Бабушка уже перешла к другим фотографиям, но меня интересовала та, которую она торопливо спрятала. Кроме того, я чувствовал некую тайну: почему мне больше не хотят показывать фотку и даже на вопросы не отвечают?.. Я записал в очередной квадратик фамилию, даты жизни, но место смерти «где-то под Екатеринодаром» вызвало новое недоумение. Во-первых, раньше это место в родословной не встречалось. Во-вторых, я все время путал эти «доисторические» названия – Екатеринбург, Екатеринослав, Екатеринодар, поэтому даже не сразу сообразил, где это. В-третьих, бабушка всегда называла точное место и точную дату, а здесь точным был лишь год – 1918. «А как он туда из Питера попал?» - спросил я. «Приход освободился, он и попросил его туда направить». «А смысл?.. И была охота в такую даль переться», - хмыкнул я, поскольку в голове все это не умещалось. «Там друга его семинарского убили, он считал своим долгом его заменить». «А дальше что?». Бабушка хотела переключить мое внимание, и это ей практически удалось.
Изображение (75)
«Вот эту девочку на первом плане – с короткой стрижкой и в кружевном воротничке – ты знаешь. Это баба Вера, мы с тобой ходили к ней в гости». Представить, что из этого ангелочка вырастет противная костлявая старуха, было, конечно, трудно. Бабу Веру я помнил. И неприятный запах ее огромной квартиры, и орден Ленина, которым мне дали поиграть, и то, как она бросилась мыть туалет, в который я только что пописал. Странно, что при этой патологической чистоплотности в квартире так неприятно пахло. «Ба, ты про священника не досказала, - напомнил я. – Что с ним было дальше?» «А дальше и его убили, - после паузы ответила она. - Через две недели». «Кто? – глупо спросил я. – И за что?» В моей глупой инфантильной голове 1918 год был представлен исключительно романтическими советскими кинофильмами.И красивыми песнями типа: "Дан приказ ему на Запад, ей в другую сторону. Уходили комсомольцы на Гражданскую войну". Прадед поехал не по приказу, а по велению сердца, вот за это героические комсомольцы его и замочили. Бабушка тщательно оберегала мою пионерскую и атеистическую девственность, он не хотела осложнять мне жизнь. «Я потом тебе когда-нибудь расскажу, хорошо? – пообещала она. – Всё расскажу. Сейчас тебе знать это рано». Рассказать она не успела. Да я больше и не возвращался к этой теме. Потом об этом пожалел. Долгие годы мне казалось, что тайна эта ушла вместе с ней. Пару лет назад кто-то из родственников прислал мне ссылки. Оказывается, все давно раскопано, восстановлено хронологически, обобщено в статьях и монографиях. Ниже я дам эти ссылки, хотя читать вы все равно не станете – слишком много и слишком тяжело. Я сделал маленькую выборку на тему, как убивали моего прадеда и других священников на Кубани:
«…перед убийством ему накинули на шею петлю и водили по станице , глумились и били его, так что под конец он уже сам, падая на колени, молил поскорее с ним покончить. Жене его пришлось заплатить 600 рублей, чтобы ей разрешили его похоронить. Священник станицы Незамаевской Иван Пригорский, 40 лет, в великую субботу выведен из храма на церковную площадь, где с руганью набросились на него красноармейцы, избили его, изуродовали лицо, окровавленного и полуживого вытащили за станицу и там убили, запретив хоронить. В селе Бешнагырь красноармейцы явились в дом священника Дмитрия Семенова, потребовали еды и после угощения обещали, что священник будет цел, и ушли, но затем прислали за ним, после чего на утро его тело было найдено брошенным за селом. …в распоряжении комиссии имеется материал об убийствах в пределах этой сравнительно небольшой территории 32 священников, 4 дьяконов, 3 псаломщиков и 1 ктитора, и есть полное основание утверждать, что общее число погибших значительно больше. в станице Незамаевской священник о[тец] Иоанн Пригоровский в ночь под Пасху, пред началом чтения деяний Апостольских посредине храма был зверски замучен: ему выкололи глаза, отрезали уши и нос и размозжили голову. В станице Усть-Лабинской священник о[тец] Михаил Лисицын был мучим в течение трех дней -- с пятницы до воскресенья. Убили его 22 февраля 1918 года. Когда тело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски. В станице Георго-Афонской священник о[тец] Александр Флегинский был изрублен в куски. В станице Пластуновской священник о[тец]Георгий Бойко был убит мучительным образом: на горле у него была ужасная рана -- очевидно, горло было как-то разорвано. В станице Кореновской был убит священник Назаренко, а в храме были произведены всяческие глумления: алтарь был обращен в отхожее место и даже пользовались при этом священными сосудами».
Теперь обещанные ссылки:
http://lib.rus.ec/b/3442/read
http://lib.baikal.net/HISTORY/FELSHTINSKY/krasnyjterror1.txt
И несколько слов в качестве комментария к фотографии, которая по моим прикидкам сделана где-то на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, 1898 скорее всего… Из семи человек на снимке(моей бабушки на фото нет, она еще не родилась) своей смертью умерли только две девочки: одна в Париже(она была женой белого офицера), вторая – дожившая до девяносто двух лет баба Вера.После Февральской революции ее, как выпускницу Бестужевки, мобилизовали заниматься ликвидацией безграмотности на Балтийском флоте. Там в нее влюбился какой-то морячок из провинции. Судьба благосклонно протягивала ей счастливый билет, а она, дурочка, еще почти полгода колебалась и размышляла. Впрочем, после Октября, в котором морячок проявил себя геройски и стал командиром, членом каких-то трибуналов и высоких комиссий, все сомнения отпали. Верочка вслед за мужем сделала быструю и успешную карьеру: ее опекала Крупская, знали по имени Дзержинский и Сталин, а дедушка Калинин регулярно какие-то побрякушки вручал. Ей вообще очень везло в жизни: «морячок» бросил ее в 35-ом – он был уже очень крупной шишкой, ему по статусу молодая была положена, - а в 37-ом его расстреляли… Бабу Веру вся наша родня побаивалась, но не любила. Все же есть вещи, которые нормальный человек прощать не может. Иначе он и сам в скотину превратится – пусть в трижды революционную и даже орденоносную. Баба Вера сначала предала отца(уже убиенного), потом старшего брата Горю(он на фото в центре), потом по очереди всех сестер и, наконец, мать - отрекалась легко, без принуждения: "положение", видите ли, обязывало. Георгий, кстати, ее на Балтфлот и привел. В двадцатом он командовал Западно-Двинской флотилией, но тут военмор Троцкий начал очередную чистку. Архив НИЦ "Мемориал" информирует лишь о его первом аресте в октябре того же года. Но потом было еще шесть. После второго ему удалось связаться с сестрой, но та заявила, что знать такого не знает. Он умер на поселении в Казахстане за месяц до войны. Детей бабе Вере Бог не дал. Но дал многолетние муки на старости лет: она панически боялась предстоящей смерти. Об этом, собственно, она и говорила моей бабушке, когда мы были у нее в гостях. В 90 лет глупо бояться смерти. Да и не ее боялась дочь священника – неминуемого Страшного Суда она страшилась, ибо хорошо знала, за что ей отвечать придется. Почему я сейчас об всем этом вспомнил? Так «праздник» ведь завтра – годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции. С чем я вас и поздравляю, друзья!)))

(26 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:amado
Date:November 6th, 2011 04:14 pm (UTC)
(Link)
Какой прекрасный рассказ! Вот уж точно по Чехову - мыслям тесно, словам просторно...
Так ёмко рассказать о важнейших вещах в небольшом по размеру посте!
Спасибо Вам!
А вот согласитесь: важно знать, кто ты и откуда. Что-то меняется в осознании себя самого.
Если не повторять избитого - гордость за предков и т. п., но всё-таки какое-то чувство значительности нашего появления на свет, продолжения существования семьи, неслучайности определённых черт в характере и способностей - это проявляется при знакомстве с собственными корнями...
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:November 6th, 2011 04:40 pm (UTC)

А вот согласитесь: важно знать, кто ты и откуда

(Link)
Разумеется, это очень важно! К сожалению, и родители, и обе бабушки, которые меня воспитывали, были абсолютно уверены, что Советская власть - это навсегда... Поэтому и оберегали, и рассказывали меньше, чем могли бы. Одна из бабушек даже молилась и в храм ходила тайком от меня - вот об этом больше всего и жалею: мой путь к Богу оказался слишком тернист и труден, да и сомнений пока больше, чем веры... Совок, увы, неистребим:)
[User Picture]
From:al_kesta
Date:November 6th, 2011 04:17 pm (UTC)
(Link)
Сочувствую вам. Описание расправ читать невозможно. Не понимаю, как могло оказаться, что такие подонки и садисты получили власть и могли безнаказанно куражиться, откуда столько ненависти к священникам, помещикам, кулакам. Всех ко всем. Жалко вашу бабушку. Что ж, выжила -- а кому было нужно, чтобы погибла вместе с другими. Она бы этим никого не спасла.

Edited at 2011-11-06 04:19 pm (UTC)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:al_kesta
Date:November 6th, 2011 07:34 pm (UTC)
(Link)
Да, это правда...
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:November 6th, 2011 05:25 pm (UTC)
(Link)
Два года назад я читал ВЕСЬ отчет по другой ссылке(сейчас она почему-то недоступна). Там, кстати, и Ставрополье было, и даже Украина - в общем, все южные губернии.
[User Picture]
From:al_kesta
Date:November 6th, 2011 07:31 pm (UTC)

Re: У меня был пост недавно

(Link)
Хоспади, звери какие-то, в голове не укладывается. Вообще, ничего удивительного -- если можно грабить и убивать законно, насиловать, конечно, тоже тогда. Я думала, они успели только развесить по стенкам этот декрет, а его и в действие успели привести.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:al_kesta
Date:November 6th, 2011 08:06 pm (UTC)

Re: У меня был пост недавно

(Link)
Да, догадываюсь, что не единичный. Логика ясна -- бери всё, что хочется, запретов больше нет. А чего им везде хотелось, понятно, психология одинаковая. Как в заповеди: не пожелай дома ближнего своего, ни жены его, ни вола его, ни осла его. Жён забирали, как дома и волов.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:enter_pretty
Date:November 6th, 2011 04:53 pm (UTC)
(Link)
Упокой, Господи, души усопших раб Твоя, новомучеников, невинно убиенных во имя Твое.

А как бабушка Вера предала своих близких? Только работой на их убийц или иначе? Интересно было бы узнать и про твоих прямых предков.

ПС. Несмотря на отсутствие специальной оговорки, я хорошо понимаю, что этот пост не стёбный, и мой интерес не ёрнический.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:November 6th, 2011 04:59 pm (UTC)

А как бабушка Вера предала своих близких?

(Link)
Лен, я знаю это лишь с чужих слов. Причем, слов людей, которые ее, мягко скажем, не любили.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:November 6th, 2011 05:22 pm (UTC)

Несмотря на отсутствие специальной оговорки

(Link)
Оговорка есть: метка - личное. Ты просто, как всегда, не очень внимательна.
[User Picture]
From:dunjaarzt
Date:November 6th, 2011 05:53 pm (UTC)
(Link)
Я знаю, где родился мой дед из Расстрельной книги, и где похоронен - из нее же ... а вот где бабка - не знаю, она умерла на станции Яя... Об умерших там сведений нет...Да, уж... Великий праздник...
(Deleted comment)
(Screened comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:November 6th, 2011 07:44 pm (UTC)
(Link)
Вы хотите сказать, что мой прадед не штыком красноармейским проткнут(прямо в храме, во время службы), а квасом очаковским отравился?
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:November 6th, 2011 07:55 pm (UTC)
(Link)
Если вы сейчас стебетесь, то в этой ветке лучше этого не делать.
Если придерживаетесь коммунистических убеждений - лучше вообще помолчать и пойти душ принять: дядюшка Зю завтра вас будет ждать в своей колонне.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:zamnat
Date:November 6th, 2011 06:50 pm (UTC)
(Link)
Хорошо написали.
[User Picture]
From:pullum
Date:November 7th, 2011 04:56 am (UTC)

+

(Link)
Страстотерпцы новомученицы Российстии, молите Бога о нас
(Deleted comment)
(Screened comment)
(Deleted comment)
(Screened comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:November 8th, 2011 07:23 pm (UTC)

Вы злой какой-то. И завистливый

(Link)
Первое верно. Но это спортивная и творческая злость - лузерам, которые играли лишь в дыр-дыр и болеют за динамо, этого не понять.
А завидую-то я кому? То есть, я знаю кому. Но вы этого знать в принципе не можете. Да и людей этих не знаете.

> Go to Top
LiveJournal.com