?

Log in

No account? Create an account
Вкус, или Валенки Эренбурга - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

January 24th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
10:56 pm - Вкус, или Валенки Эренбурга

Илья Эренбург как-то сетовал, что с возрастом вкусы человека напоминают хорошо разношенною обувь: нигде не давит, ничто не натирает и в принципе все в той или иной степени нравится.


У меня же, увы, тенденция обратная: практически все «натирает», все раздражает и мало что дочитываю до конца.  Процесс разочарования в былых кумирах начался с Есенина, потом были Ремарк, Лесков, Набоков, а список все растет и растет. Раньше мне казалось, что это нормально: ты развиваешься, умнеешь, представления о жизни становятся шире, проникновение в текст глубже, вкус тоньше. Сейчас это начинает пугать, поэтому процесс чтения лишь на треть состоит из нового, остальное перечитываю. И всегда радуюсь, когда новых выбываний из списка нет. Он все еще достаточно широк: от Чехова до Вознесенского, от Мандельштама до Пелевина, от Хемингуэя до Шекспира.
Пару дней назад мой френд Юрий Буйда мельком обмолвился, что у Андрея Битова он может читать лишь рассказы, все остальное такая хрень, что и слов нет.  А хваленый «Пушкинской дом» вообще раздутое говно… Откровенно говоря, покоробило сильно. Бросил все, стал перечитывать. Нет, не могу согласиться! Во всяком случае, пока. Возможно, жесткая оценка Буйды вызвана возрастом – он старше: очень может быть, что еще лет пять-десять и я скажу нечто подобное.
…Что за таинственную обувь носил Эренбург? Валенки, наверное.

(27 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:kiryamba
Date:January 24th, 2012 07:28 pm (UTC)
(Link)
Это ты еще при личным человеком выглядишь! Ну как же, начать разочарование с Ремарка! А вот как быть мне, у кого разочарование началось с Дюма, Майн Рида и Жюль Верна?!!:-)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 07:32 pm (UTC)
(Link)
Мне бабушка "дюму" запрещала читать. И к Есенину, кстати, относилась весьма скептически: я с ней спорил до хрипоты и слез, - мне казалось, что ничего прекраснее быть просто не может.
[User Picture]
From:amado
Date:January 24th, 2012 08:24 pm (UTC)
(Link)
А я "Графа Монте-Кристо" прочла впервые в 9 лет и за последующие пару лет прочла ещё раз шесть. Наизусть знала))
А в 12 лет решила перечитать и...Так скучно стало! Переросла.
Процесс естественный.
Есть книги для детей, есть для юношей...
А изменение вкусов - дело тоже естественное. Ведь и ценности наши меняются. Да и наложение жизненного опыта, умножение его влияет.


Edited at 2012-01-24 08:26 pm (UTC)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 08:43 pm (UTC)
(Link)
Все это верно, но Набокова(если не считать пятой машинописной копии "Лолиты") я прочел уже вполне взрослым человеком. И "Дар" считал чуть ли не лучшим романом всех времен и народов, а сейчас пытаюсь перечитывать и не могу. Почти та же самая история с Достоевским - ну, очень уж все написано скверно, неряшливо, торопливо. Ну, кроме "Идиота", естественно: там еще у автора не было долгов и спешить было некуда.
[User Picture]
From:amado
Date:January 24th, 2012 08:51 pm (UTC)
(Link)
Достоевского не касалась давно. А вот с Набоковым... Тоже во вполне взрослом возрасте прочла впервые. И с ума сошла. Просто сошла. Несколько лет перечитывала и наслаждалась. А сейчас подержу книжку в руках, полистаю - и нет желания читать. Мне кажется, тут ещё сыграл роль тот поток информации, хлынувший на нас с конца 80-х. Вот я тогда Алданова впервые открыла, тоже очарована была. А теперь - не хочу.
Раньше, в течение десятилетий с неизменным счастьем открывала Платонова. Сейчас - не хочу.
Хватает терпения на Петрушевскую только. Ещё это сознание клиповое. Когда всё время впечатления хочется менять. Интернет опять же - пожиратель жизни...
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 09:01 pm (UTC)
(Link)
Да, все очень похоже. За Петрушевской, правда, уже почти не слежу - после личного знакомства(подробности опущу).
А Платонов всегда у меня шел тяжело. Многие вещи просто пропущены. Порой бывает стыдно - недавно моя френдесса нашла какие-то параллели с моим романом, а я и разговор поддержать не смог.
[User Picture]
From:amado
Date:January 24th, 2012 09:06 pm (UTC)
(Link)
))))
Да это не стыдно! Нельзя же объять необъятного. Мало ли кого мы не читаем))
А с каким Вашим романом параллели? Любопытно очень.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 09:09 pm (UTC)
(Link)
Что значит, с каким? Он у меня один. Пятнадцать лет жизни и погубленная молодость...:)
http://vladimir.holodov.com/57258964
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:April 30th, 2016 09:50 pm (UTC)
(Link)
Как жаль, что вы ушли... Мне так вас не хватает!
[User Picture]
From:amado
Date:May 1st, 2016 09:09 am (UTC)
(Link)
А вы не стебётесь надо мной?))

Edited at 2016-05-01 09:09 am (UTC)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:May 1st, 2016 09:12 am (UTC)
(Link)
Нет.
[User Picture]
From:amado
Date:May 1st, 2016 09:14 am (UTC)
(Link)
А давайте я опять прифренжусь, если вы, конечно, не возражаете.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:May 1st, 2016 09:16 am (UTC)
(Link)
Я буду этому рад!
[User Picture]
From:anchentaube
Date:January 24th, 2012 08:42 pm (UTC)
(Link)
Просто писатели любят друг друга особо пристальной любовью : ))
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 08:46 pm (UTC)
(Link)
Вот и давайте о любви! Мне бы очень хотелось, чтобы вы раскрылись в этом плане.
Похвалите кого-нибудь из современников, но так, чтобы самой потом не было стыдно:)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 08:56 pm (UTC)

Re: пжлста

(Link)
Спасибо. Ваши статьи непременно еще раз прочту с карандашом в руках, но с Даниловым, боюсь, меня переубедить не сможет уже никто и никогда.
[User Picture]
From:anchentaube
Date:January 24th, 2012 09:02 pm (UTC)

Re: пжлста

(Link)
Меня всегда удивляет, когда оказыается, что статьи в ТЖ кто-то читает : ))
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 09:07 pm (UTC)

Re: пжлста

(Link)
Узок круг этих людей и очень далеки они от народа(с):)
[User Picture]
From:komar28
Date:January 24th, 2012 09:17 pm (UTC)
(Link)
Лучше оставить своих кумиров там, где они были, в прошедшем.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 09:34 pm (UTC)
(Link)
Эдит, поясните, пожалуйста, вашу мысль. То есть, вообще без кумиров? А значит, и без любви?.. Как же такое возможно? И что это будет за жизнь?
[User Picture]
From:komar28
Date:January 24th, 2012 09:39 pm (UTC)
(Link)
Я думаю о тех, кто были моими большими кумирами раньше. Я их лет 10/20 назад читала и потом перестала их читать. Я их теперь читаю и у меня уже нет чувства, что они кумиры. Жаль. Лучше бы было, если я их оставила там, где они были.

Есть и конечно вечные для меня кумиры, но их не называю кумирами.

Может быть, понимаю слово "кумир" неправильно.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 24th, 2012 09:45 pm (UTC)
(Link)
Понял, спасибо.
[User Picture]
From:atirss
Date:January 25th, 2012 08:28 pm (UTC)

Лучше оставить своих кумиров там, где они были, в проше

(Link)
Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Былых возлюбленных на свете нет... ( АВ)
[User Picture]
From:dunjaarzt
Date:January 25th, 2012 02:23 am (UTC)
(Link)
Мне кажется, перечитывание=ностальгии, вернутся к тому же состоянию души, скажем, в детстве нужно было читать "Хижину дяди Тома", не нравилось мне, но вот про Евангелину Сент Клер перечитывала, если плаксивое настроение было, и пьесу Горткого "На дне" вспоминаю часто, может, потому что отец любил цитировать по-разному поводу, но как не вспомнить Сатина с его: "А ты сделай так, чтобы труд мне был приятен, тогда , может быть, я буду работать", это особенно вспроминалось, когда тунеядцев в совке жалко было, да и сейчас... Или Луку, старца лукавого с его "Беранжером": "Господа, если к правде свтой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой", очент даже своевременно звучит...И по меревзросленияЮ, когда что-то новое для себя открываешь. невозможно же не увидеть параллели между "Заратустрой и Горьким "На дне", вот тогда и перечитываешь и разношенная обувь тогда как раз... Ладно... Перечитываю или вспоминаю какие-нибудь отрывки по поводу, а целиком - не люблю, особенности памяти, возможно... Но вообще что-то никто не вспоминает ни Томаса Мана, ни Гессе, иногда "Лотта в Вкймара", кусочек перечитать, а уж "Волшебную гору" или "Доктора Фаустаса"... Про стихи и совсем не говорю...Думаю, и Эринбург об этом... А еще есть восток, ну, хоть "Сон в красном тереме"... Может, невпопад, ну, извините... Возраст, знаете ли...ПА про Платонова: так, может, мне показалось, поэтому и понравилось... А зря не смогли, будет другое состояние души, может тогда: 2Он на ггрбе жену вареную колбасу резал, проголадавшись вследствие отсутсвия хозяйки..." что-нибудь всколыхнет внутри...
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 25th, 2012 01:18 pm (UTC)
(Link)
Вынужден признать, что у Вас менее зашоренный взгляд: школьная и студенческая отравленность Горьким столь велика, что сейчас я бы, пожалуй, не стал его перечитывать и под дулом пистолета:)
[User Picture]
From:dunjaarzt
Date:January 25th, 2012 05:28 pm (UTC)
(Link)
Непростительная опечатка: конечно Т. МаНН... Остальные себе прощаю..
наверно, невнятно объяснила: перечитываешь что-то, потому что хочется вернуться к какой-то сценке. Пролистываешь. останавливаясь на отдельных страницах, и доходишь до милого твоему сердцу отрывка... А в нем что-то ещеоткрывается или нет... То Клавдию Шошу вспомнишь, то Нафту и Сеттенбрини, а то тот бантик, давно утерянный, но намек... то барышню Линь дай Юй, а по дороге Бао чай зацепишь, а не так уж она и неприятна, как казалось... А самое загадочное, еще тогда в школе, и до сих пор: (наизусть много учили) "Все лучшие минуты жизни вдруг вспомнились ему... и мертвое лицо жены..." нет... Жуть...Хотя пытались объснить, но не нравилось... А в школе и Гете "проходили", что ж теперь и к "Фаусту отвращение испытывать?
Ну, ладно... "Молодая гвардия" и темы сочинения зачитываю темка такая6 "Коммунисты - цвет романа "Молодая гвардия", а я смешливая очень была и класс заводила, тут сначала я засмеялась, а потом весь класс, меня выгнали, родители в школу и все такое... Папеньке как вслух произнесли, за что из класса выгнали, папенька развеселился страшно, и неприлично громко засмеялся, до слез смеялся... Было сурово сказано: "Понятно, откуда такой нигилизм", почему нигилизм-то... Бедный папа чуть не умер от смеха...
Просто до этой дуры, потом ничего, примирилась и больше не цеплялась, был у нас прекрасный учитель литературы Леонид Леонидович Муравьев, к несчастью, он умер, когда мы в 9 классе Пушкина повторяли, и он с восторгом читал: "Ах, ножки, ножки..." И видел смыл Евгения Онегина вовсе не в революционных движениях...

> Go to Top
LiveJournal.com