?

Log in

No account? Create an account
К закрытию Литературного института и ВГИКа - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

July 29th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
06:39 pm - К закрытию Литературного института и ВГИКа

Вы спросите: что, уже? Пока нет, отвечу я, но ведь вопрос давно созрел. Даже перезрел, если быть точнее.



Литературный институт был нужен ровно до тех пор, пока стране были нужны писатели. Чтобы служить инженерами душ человеческих, отражать славную действительность и корректировать общественные настроения в строгом соответствии с линией партии. Сейчас и обычные инженеры никому не нужны, и действительность, как говорится, оставляет желать, а уж партий в стране столько, что и сам не сориентируешься и других запутаешь.
Товарищ Сталин придирчиво отслеживал литературный процесс и читал практически всё. Товарищ Путин отслеживает лишь цены на нефть, а читает исключительно методички по новым веяниям в тренировочном процессе дзюдоистов. Дошло ведь до смешного: гарант, как выясняется, даже Донцову не читал! Это, товарищи, уже форменный позор!.. И не надо брезгливо морщиться: Донцова по-любому не хуже, чем какой-нибудь Павленко, Серафимович или даже Джамбул.
С ВГИКом ситуация еще проще. Актеров успешно готовят в театральных училищах, а режиссеры, сценаристы, операторы, художники, организаторы производства могут пригодиться разве что на телевидении, кадры для которого, правда, готовят и свои, более профильные учебные заведения.
Под словом «кино» в разное время понимали разное. Сначала это было развлечение для кухарок и другой невзыскательной публики, потом – «важнейшее из искусств, особенно для трудящихся Востока», потом просто искусство, «великий немой»… Потом оно заговорило, потом стало цветным, потом получило, наконец,  право называться Искусством без всяких оговорок и уточнений. Феллини, Бергман, Тарковский, Куросава не менее значимы для мировой культуры, чем Рафаэль, Станиславский, Роден или Шостакович. Сейчас это доказывать уже никому не нужно. Хотя бы потому, что искусство кино умерло. Точнее, его убили Голливуд, попкорн и пепси-кола. Девяносто процентов зрителей – нетребовательные и поверхностно образованные подростки. Те же «кухарки», если возвращаться к старой терминологии. Хотя снимать кино для этой аудитории – тоже «искусство». Американцы умеют, мы нет. Да что уж мы – никто не умеет. Но, скажем, испанцы или французы и не хотят, справедливо полагая, что количество зла, насилия и дурного вкуса и без того чрезмерно. Испанцы американский трэш не смотрят, французы смотрят, но потребление говна регулируют: в прокате его должно быть не более половины. Остальные пятьдесят процентов – фильмы французские, европейские и… даже русские; деньги приносит американское кино, на эти деньги и существует отечественное. Это называется «французская модель». Попытки ее внедрить в России наткнулись на сопротивление Путина. Он, видите ли, за свободную конкуренцию. Денег на Михалкова, Бондарчука, Сокурова, Германа-мл. и еще какую-нибудь невнятицу он дать готов, но американцев придушить не позволит.
Андрей Смирнов – тот самый, что некогда руководил СК и вместе с друзьями-демократами «реформировал» кинематограф, развалив прокат и государственные студии – сейчас публично рыдает на радио «Эхо Москвы»: мы маргиналы, ни мы, ни наши фильмы никому не нужны – нас не смотрят, не знают, не любят. Утрите слезы, дедушка: вам зять поможет, еще успеете снять какую-нибудь лабуду. А вот у остальных шансов практически нет.  Поэтому нужно прекратить, наконец, лицемерить. Премьер Медведев сказал недавно, что число вузов нужно резко сокращать – вот и начните с этих двух, знаковых и знаменитых.

Какие будут возражения, друзья?



(18 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:saapin
Date:July 30th, 2012 04:55 pm (UTC)
(Link)
Про литинститут согласен. Но про ВГИК вы погорячились. Нужное заведение.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:July 30th, 2012 05:12 pm (UTC)
(Link)
Вообще-то я ВГИК закончил. Но "другой" ВГИК - разница между Габриловичем и Арабовом, Хуциевым и Малецким просто вопиющая. К тому же там сейчас почти все "платники": человек заканчивает институт, но ни снимать не умеет, ни монтировать, ни даже объяснить оператору и художнику, чего он хочет.
[User Picture]
From:saapin
Date:July 30th, 2012 05:27 pm (UTC)
(Link)
Я как раз имел в виду "другой" ВГИК. Что из себя представляет современный - не знаю. Тогда, может, вы и правы.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:July 30th, 2012 06:13 pm (UTC)
(Link)
Во ВГИК я попал случайно: на первом курсе экономфака МГУ сломал ногу, поставил на пузо пишущую машинку(компов тогда не было), привел в порядок свои рукописи и послал на творческий конкурс - в Литературный, ВГИК и на театроведческий в ГИТИС. Поскольку никаких надежд я не испытывал, то был безумно удивлен, что прошел везде. ГИТИС отпал сразу. В Литературный я подавал на поэзию(нужного объема прозы у меня просто тогда не было) и когда узнал, что курс набирает Винокуров, внутри, откровенно говоря, завибрировало. Хватило ума понять, что я не поэт и никогда им не буду.
...Про ВГИК - Хуциев отказался брать на курс Кеосаяна. Просил ректор, просил папа, просило Госкино, просил Совмин, просил ЦК. Хуциев предпочел вообще уйти из ВГИКа - вы поняли этический уровень ТЕХ людей?! К слову - Хуциев не мой режиссер. Кроме одной, всеми забытой картины.

Edited at 2012-07-30 07:33 pm (UTC)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:July 30th, 2012 08:30 pm (UTC)
(Link)
Еще вспомнилось(по чужим рассказам): Михаил Ромм ходил просить за Шукшина, сделавшего сорок грамматических ошибок в сочинении, и за Тарковского, в котором все видели лишь пижона московского. "Они мне нужны!" - в устах Ромма это был довод неоспоримый.
...Кстати, до третьего курса Тарковский абсолютно ничем себя не проявил: за короткометражку "Убийцы"(по Хемингуэю) я бы лично его с легким сердцем выгнал - редкая бездарность!)))
[User Picture]
From:saapin
Date:July 31st, 2012 04:48 am (UTC)
(Link)
Про Шукшина точно: сорок ошибок, а история с Тарковским другая. Тогда были не пижоны, а стиляги, Андрей тоже придавался любимому занятию стиляг - "прошвырнуться по Бродвею", посидеть в "Коктейльхолле". Однако до ВГИКа он работал в геологической партии в Туруханском крае. А до этого успел поучиться в институте востоковедения, откуда был отчислен. Поступать во ВГИК ему посоветовал друг Дмитрий Родичев. Тарковский не сразу согласился, он тогда не представлял, что такое кино. Посоветовался с отцом. Отец позвонил Шкловскому, чтобы выяснить детали. Потом написал письмо Юреневу, который преподавал тогда во ВГИКе. Шкловский и Юренев поговорили с Роммом, который набирал курс. Но Ромм ничего не предпринимал, чтобы протащить Тарковского, Андрей серьёзно готовился, сдал все экзамены на "отлично", только по сочинению "посредственно" - правописание подвело. И был принят. Это если вкратце.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:July 31st, 2012 09:31 am (UTC)
(Link)
Всё это обросло таким количеством мифов, что уже никто и никогда не узнает, как это было на самом деле.
From:wentille
Date:July 31st, 2012 05:06 pm (UTC)

Еще версия)

(Link)
Режиссер Леонид Марягин в своих мемуарах писал, что познакомился с Тарковским во ВГИКе, на консультации перед вступительным экзаменом. Тот знал заранее, что Ромм его берет, и занимался своими пустяками. По Марягину, Тарковский уже поступал во ВГИК после школы и Ромм сказал тогда ему, что его возьмет, но лет через пять, когда он жизнь увидит. Вот Тарковский и ездил в геопартии.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:July 31st, 2012 05:16 pm (UTC)

Re: Еще версия)

(Link)
Вот-вот, я тоже нечто подобное слышал. Тут любопытен еще один нюанс: люди, которые хорошо и на протяжении многих лет знали Тарковского(Тамара Огородникова, Паола Волкова и даже Андрон Кончаловский), часто об одних и тех же вещах и событиях рассказывали совершенно по-разному!
[User Picture]
From:saapin
Date:July 31st, 2012 05:28 pm (UTC)
(Link)
Да и какая разница, как оно было на самом деле.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:July 31st, 2012 05:32 pm (UTC)
(Link)
Обилие версий говорит лишь о значительности явления. Мифотворчество в чистом виде. Но на пустом месте мифов не возникает.
[User Picture]
From:saapin
Date:August 3rd, 2012 05:10 am (UTC)
(Link)
Есть мифы и есть воспоминания. Те факты, что я привёл о поступлении Тарковского во ВГИК из воспоминаний его сестры Марины, самого Андрея и Ромма. Может, кто-то из них и создавал миф о событии, не знаю.
[User Picture]
From:sbdunaev
Date:July 30th, 2012 08:24 pm (UTC)
(Link)
Я тоже раньше так думал, теперь это, к счастью, прошло
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:July 30th, 2012 08:31 pm (UTC)
(Link)
Что именно прошло? И первый, и второй вуз в состоянии просто ужасающем.
[User Picture]
From:sasha_liburkin
Date:July 31st, 2012 09:11 am (UTC)
(Link)
Интересное мнение, а как же без этих Вузов? так нельзя.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:July 31st, 2012 09:32 am (UTC)
(Link)
Разумеется, нельзя. И не нужны они вроде бы никому, и закрыть невозможно.
[User Picture]
From:mamlas
Date:August 8th, 2012 11:04 pm (UTC)
(Link)
ВГИК же университет?
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 9th, 2012 07:24 am (UTC)
(Link)
Так сейчас сплошь университеты и академии, но ВГИК - это всемирно известный брэнд, название менять - самоубийство.

> Go to Top
LiveJournal.com