Владимир Холодов (vlad_dolohov) wrote,
Владимир Холодов
vlad_dolohov

Category:

Зачем на солнце пятны, если и без них можно обойтиться?(с)

Есть вещи, которые могут позволить себе лишь избранные. Если говорить о людях, то это пентхаус на Манхэттене, самостоятельное мышление, вино за восемь килобаксов на вечер + восходящая кинозвезда на ночь за каких-то двадцать... ну, или равновеликое по степени социального вызова - принципиальный отказ читать, слушать и смотреть то, что читают, слушают и смотрят все(уж простите мне это ассорти). Если же речь о странах, то это космос, самостоятельная внешняя политика, фундаментальное образование и, скажем, репертуарный театр. Все это вещи очень проблемные, затратные и не сулящие прибыли в обозримом будущем.



Репертуарный театр обречен, его нет уже практически нигде. А в Америке, скажем, и не было(если не считать спорадических вспышек Off-Broadway). Тамошнему и заезжему «театралу» предлагается сходить на 42-ю улицу, посмотреть каких-нибудь «Кошек» и считать, что ты приобщился к настоящему и лучшему в мире искусству. У нас эти функции уже лет двадцать выполняет антреприза. Люди устраивают чес по провинции, зарабатывают себе на хлеб и, как говорится, Бог им в помощь. Но разве о таком театре говорил Белинский(«Любите ли вы театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей?») и о таком ли театре мечтали Станиславский с Немировичем? «Художественный и общедоступный». Тогда, пожалуй, важнее было второе слово, сейчас первое.
Вырождение очевидно, да и началось оно не вчера, а в конце восьмидесятых. Если вырождается всё(от образования до промышленности) то с чего вдруг должен был уцелеть театр? Вы, конечно, можете поискать «художественное» в нынешнем Художественном театре(МХТ им.Чехова), в «Современнике», на разваленной «Таганке» или в Вахтанговском, - что-нибудь наверняка найдете. И в театре только что ушедшего от нас Петра Фоменко нашли бы. Но я сейчас говорю о тренде. Да и не только я, разумеется.
«Странно, что экономисты и финансисты решают судьбу нашего национального достояния– репертуарного театра, которому всегда завидовали европейцы и американцы. Реформа театра, конечно, нужна. Но безумие разрушать русскую театральную школу. Гранты получили лишь четыре театра в Москве и один в Санкт-Петербурге. Как может, например, Театр Вахтангова окупать сам себя? Сколько нужно играть и какие должны быть зарплаты у актеров, чтобы просто отапливать это здание? Даже мне, не экономисту, понятно, что идея самоокупаемости театра– это абсурд», - писала Юлия Рутберг год назад -
http://actrisy.ru/archives/164

Абсурд тем временем методично входит в нашу жизнь. Стремительно развивающийся конфликт в театре им.Гоголя в этом смысле очень показателен. Хороший ли это театр? Очень плохой. И таким он был, пожалуй, всегда, даже в те давние времена, когда носил «имя» Центрального театра транспорта. Но разве это веская причина для превращения театра в развлекательный центр и приватизации здания в центре города приближенными к Швыдкому и Капкову лицами? «Артисты сравнили назначение Кирилла Серебренникова с рейдерским захватом и заявили, что причина смены руководства именно у них - в месторасположении театра (очевидно, имеется в виду, что театр Гоголя находится неподалеку от центра "Винзавод", где ранее ставил свои спектакли 42-летний лауреат "Золотой маски"). Назначение художественным руководителем Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего русский психологический театр – это мощный толчок к гибели российского театра", - говорится в письме. Также его авторы утверждают, что назначение незаконно, так как у Серебренникова нет высшего театрального специального образования».

Ну, прямо совсем как дети: кого сейчас может волновать наличие или отсутствие специального образования? Новый режиссер в своем программном выступлении заявил, что пришел бороться с плесенью. Это, разумеется, метафора. Плесенью для Серебренникова являются не только обветшавшие стены, но и актерский коллектив, да и русский репертуарный театр в целом - http://www.vmdaily.ru/news/kirill-serebrennikov-ya-bydy-rabotat-kak-prorab-chtobi-pokonchit-s-plesenu-v-teatre-imeni-gogolya1344690766.html. Глядя на это волевое лицо, я лично не сомневаюсь, что с «плесенью» во всех видах он легко справится



.

Tags: Белинский, Капков, Рутберг, Серебренников, Станиславский, Швыдкой, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments