?

Log in

No account? Create an account
Зачем на солнце пятны, если и без них можно обойтиться?(с) - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

August 12th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
02:57 pm - Зачем на солнце пятны, если и без них можно обойтиться?(с)

Есть вещи, которые могут позволить себе лишь избранные. Если говорить о людях, то это пентхаус на Манхэттене, самостоятельное мышление, вино за восемь килобаксов на вечер + восходящая кинозвезда на ночь за каких-то двадцать... ну, или равновеликое по степени социального вызова - принципиальный отказ читать, слушать и смотреть то, что читают, слушают и смотрят все(уж простите мне это ассорти). Если же речь о странах, то это космос, самостоятельная внешняя политика, фундаментальное образование и, скажем, репертуарный театр. Все это вещи очень проблемные, затратные и не сулящие прибыли в обозримом будущем.



Репертуарный театр обречен, его нет уже практически нигде. А в Америке, скажем, и не было(если не считать спорадических вспышек Off-Broadway). Тамошнему и заезжему «театралу» предлагается сходить на 42-ю улицу, посмотреть каких-нибудь «Кошек» и считать, что ты приобщился к настоящему и лучшему в мире искусству. У нас эти функции уже лет двадцать выполняет антреприза. Люди устраивают чес по провинции, зарабатывают себе на хлеб и, как говорится, Бог им в помощь. Но разве о таком театре говорил Белинский(«Любите ли вы театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей?») и о таком ли театре мечтали Станиславский с Немировичем? «Художественный и общедоступный». Тогда, пожалуй, важнее было второе слово, сейчас первое.
Вырождение очевидно, да и началось оно не вчера, а в конце восьмидесятых. Если вырождается всё(от образования до промышленности) то с чего вдруг должен был уцелеть театр? Вы, конечно, можете поискать «художественное» в нынешнем Художественном театре(МХТ им.Чехова), в «Современнике», на разваленной «Таганке» или в Вахтанговском, - что-нибудь наверняка найдете. И в театре только что ушедшего от нас Петра Фоменко нашли бы. Но я сейчас говорю о тренде. Да и не только я, разумеется.
«Странно, что экономисты и финансисты решают судьбу нашего национального достояния– репертуарного театра, которому всегда завидовали европейцы и американцы. Реформа театра, конечно, нужна. Но безумие разрушать русскую театральную школу. Гранты получили лишь четыре театра в Москве и один в Санкт-Петербурге. Как может, например, Театр Вахтангова окупать сам себя? Сколько нужно играть и какие должны быть зарплаты у актеров, чтобы просто отапливать это здание? Даже мне, не экономисту, понятно, что идея самоокупаемости театра– это абсурд», - писала Юлия Рутберг год назад -
http://actrisy.ru/archives/164

Абсурд тем временем методично входит в нашу жизнь. Стремительно развивающийся конфликт в театре им.Гоголя в этом смысле очень показателен. Хороший ли это театр? Очень плохой. И таким он был, пожалуй, всегда, даже в те давние времена, когда носил «имя» Центрального театра транспорта. Но разве это веская причина для превращения театра в развлекательный центр и приватизации здания в центре города приближенными к Швыдкому и Капкову лицами? «Артисты сравнили назначение Кирилла Серебренникова с рейдерским захватом и заявили, что причина смены руководства именно у них - в месторасположении театра (очевидно, имеется в виду, что театр Гоголя находится неподалеку от центра "Винзавод", где ранее ставил свои спектакли 42-летний лауреат "Золотой маски"). Назначение художественным руководителем Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего русский психологический театр – это мощный толчок к гибели российского театра", - говорится в письме. Также его авторы утверждают, что назначение незаконно, так как у Серебренникова нет высшего театрального специального образования».

Ну, прямо совсем как дети: кого сейчас может волновать наличие или отсутствие специального образования? Новый режиссер в своем программном выступлении заявил, что пришел бороться с плесенью. Это, разумеется, метафора. Плесенью для Серебренникова являются не только обветшавшие стены, но и актерский коллектив, да и русский репертуарный театр в целом - http://www.vmdaily.ru/news/kirill-serebrennikov-ya-bydy-rabotat-kak-prorab-chtobi-pokonchit-s-plesenu-v-teatre-imeni-gogolya1344690766.html. Глядя на это волевое лицо, я лично не сомневаюсь, что с «плесенью» во всех видах он легко справится



.


(24 comments | Leave a comment)

Comments:


From:smirnoff_98
Date:August 12th, 2012 12:34 pm (UTC)
(Link)
Справедливости ради, репертуарного театра советского типа нигде, кроме Союза, никогда и не было. То есть, не было как системы - сотни театров по всей стране.
И нам придется отказаться от этого, хорошо это или плохо.Причем, никакую школу это разрушить не может. Американская актерская школа, выросшая, к слову сказать, именно из Станиславского, прекрасно существует без театров имени Гоголя. Великая английская школа - тоже.
Правда, само письмо - это феерия какая-то, честное слово.)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 12:54 pm (UTC)
(Link)
А как же Европа? Комеди Франсез? Большая часть английский театров, начиная с Шекспировского Глобуса? Польша? Почти вся Восточная Европа? Маленькая Грузия, где в каждом, даже небольшом городке был свой драматический театр - репертуарный!.. Нет, всё несколько сложнее.
From:smirnoff_98
Date:August 12th, 2012 01:09 pm (UTC)
(Link)
Ну, Грузия-то - это Союз.Во Франции - только Комеди Франсез. В Англии - только Королевский шекспировский театр, остальные - заключают контракты на год.В Польше - это большей частью небольшие театры без огромных зданий, да и они давно контрактные.В Италии - Пикколо театро ди Милано Стрелера и еще штуки три.
Такого - что актеры годами сидят в труппе и никого нельзя уволить - нет нигде.Нет даже там, где это было.
Везде есть несколько т.н.мемориальных национальных театров (Как Комеди Франсез), остальные ничем на советские, привычные нам, не похожи.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 01:19 pm (UTC)
(Link)
Театры в Грузии были и до СССР. С Францией Вы правы. В Англии на рубеже 19-20 веков большая часть театров были репертуарными; другое дело, что многие не имели стационарной сцены. Итальянские реалии мне знакомы плохо... Ну, так я и говорил, что это вещь дорогая и редкая. Ломать - не строить. Потерю театра Гоголя я как-нибудь переживу, а если МХТ, Маяковка, Вахтанговский, Малый? А если вместо "Современника" будет опять кинотеатр "Колизей"?.. Тут ведь стоит только начать.
From:smirnoff_98
Date:August 12th, 2012 01:26 pm (UTC)
(Link)
Согласен, наши "руководители культуры" - могут)))
Но ведь и делать что-то нужно!
Я думаю, в нынешнем виде должны сохраниться главные государственные театры (особенно те, которые Вы назвали).Условно говоря, в Москве - 10, у нас - 5. Именно в качестве национального достояния.
Остальные все равно придется реформировать. Эта система не жизнеспособна. Больше того, она уже умерла.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 01:38 pm (UTC)

Условно говоря, в Москве - 10, у нас - 5

(Link)
А как быть с провинцией? В Ярославле начинал Федор Волков. В Самаре вся культурная жизнь вращалась вокруг театра, который сорок(!) лет возглавлял Монастырский. Что делать с театрами Сибири? С новосибирским "Факелом", к примеру? С подвижнической деятельностью Коляды в Екатеринбурге? Вот Вам свежие цитаты из его жежешки:
"Отчет
8 августа
В кассу театра 1 тысячу рублей принесла Ксения Торская. Спасибо тебе!
Всего пожертвовано 61 691 рубль и 100 евро.
6 августа
100 евро сегодня принесла в кассу театра Настя А. Она работает преподавателем. Написала в записке, что "деньги эти я заработала честно".
Спасибо, дорогая Настя!
5 августа
Сегодня друзья театра принесли 10 тысяч рублей и 250 рублей на обучение студентов. Огромное спасибо.
Всего пожертвовано 60 691 рубль.
Я не знаю, как вас всех благодарить, мои дорогие.
4 августа
3 тысячи принесла в кассу театра Оля, работавшая у нас на фестивале волонтером (кстати, так сильно помогла нам - у нее своя машина, она всех возила-развозила), потом драматург Павел Казанцев принес 500 рублей и 500 рублей принес студент первого курса ЕГТИ Алексей Романов. Помог своим однокурсникам.
Всего пожертвовано 50 441 рублей. Огромное всем спасибо!
3 августа.
Всего пожертвовано 46 441 рубль. Спасибо Анне за 5 тысяч рублей, которые были переведены на счет театра.
Вчера в театр пришел пожилой человек с палочкой и отдал в кассу тысячу рублей.

http://kolyadanik.livejournal.com/
From:smirnoff_98
Date:August 12th, 2012 01:48 pm (UTC)

Re: Условно говоря, в Москве - 10, у нас - 5

(Link)
Так и Коляда, и Факел сами давно реформировались! Они давно устроены не по-советски, а Коляда - так никогда и не был, он свой театр с нуля создал. Не говоря уж, что у него и здание в полторы моих квартиры. Само собой, в каждом большом городе должен быть главный театр. Но в России сегодня государственных театров - 600!
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 01:56 pm (UTC)

Re: Условно говоря, в Москве - 10, у нас - 5

(Link)
Так ведь речь не о форме собственности! И Факел, и Коляда - театры, насколько я знаю, репертуарные!
From:smirnoff_98
Date:August 12th, 2012 02:04 pm (UTC)

Re: Условно говоря, в Москве - 10, у нас - 5

(Link)
Насчет Факела не знаю, а у Коляды все артисты на контракте.
В Питере есть "Небольшой драматический театр", он вырос из курса Льва Эренбурга чуть больше десяти лет назад. Он формально тоже получает небольшое гос.финансирование. Но здания у них нет, только небольшая репетиционная площадка, играют на малых сценах разных больших театров. Получают зарплату тыщ 8. Реквизит и костюмы делают зачастую сами.
При этом! Это лучший театр в Петербурге.И артисты - лучшие.
Более того, все самые яркие театральные события у нас происходят, увы, не в больших государственных театрах.Или в тех больших государственных театрах, которые нашли в себе силы измениться.
Я только и именно об этом.
Все остальное все равно умрет, как ни спасай...
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 04:35 pm (UTC)

Re: Условно говоря, в Москве - 10, у нас - 5

(Link)
Без государственной поддержки всё умрет. Для бюджета это деньги смешные. Если жалеть их на культуру, то зачем тогда вообще это государство нужно?
From:smirnoff_98
Date:August 12th, 2012 04:38 pm (UTC)

Re: Условно говоря, в Москве - 10, у нас - 5

(Link)
Это бесспорно. Но я ведь не о том, чтобы денег никому не давать! Я сам в репертуарном театре работал 12 лет и хорошо понимаю, что это такое.
Просто не нужно держать на капельнице умирающее.Поддерживать нужно живое и растущее.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 04:47 pm (UTC)

Поддерживать нужно живое и растущее

(Link)
А кто решать будет, жив пациент или умер? А если жив, то насколько быстро он растет?.. Вот, скажем, Белякович, Марк Розовский и Райхельгауз уже давно остановились в развитии, но если в здании театра на Юго-Западе будет азербайджанский ресторан, у Никитских ворот - грузинский, а на Трубной опять запахнет салатом-оливье(как это было уже двести лет назад), мне лично будет очень грустно.
From:smirnoff_98
Date:August 12th, 2012 04:54 pm (UTC)

Re: Поддерживать нужно живое и растущее

(Link)
Вот!!!! Это самая главная проблема. У нас просто нет менеджеров соответствующей квалификации (про совесть я уж и не говорю), и не просто нет людей,а сама профессия отсутствует. Одни классические начальники отделов культуры горкома.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 01:24 pm (UTC)
(Link)
Вспомнил, что Вы из Питера и решил пополнить список... Александринку, конечно, не тронут. И Театр Комедии тоже - удачно стоит:)
А вот из БДТ получился бы хорший особнячок: маленькое, уютное здание, рядом с водой, на небольшой яхте можно прямо домой приехать)))
From:smirnoff_98
Date:August 12th, 2012 01:33 pm (UTC)

:)))

(Link)
Комедию, кстати, можно использовать под клуб с кабаре и рестораном - она же в магазине)))
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 01:58 pm (UTC)

Re: :)))

(Link)
Соглашусь: кабаре Akimoff - это звучит!)
[User Picture]
From:atirss
Date:August 12th, 2012 04:59 pm (UTC)
(Link)
Фоменко умер?!!! Не знала. Это главное потрясение. ((((((((
RIР...
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 05:03 pm (UTC)
(Link)
Похороны завтра.
[User Picture]
From:atirss
Date:August 12th, 2012 06:09 pm (UTC)
(Link)
Хороший ли это театр? Очень плохой. И таким он был, пожалуй, всегда ©
Собственно, Вы уже ответили на свой же вопрос. Репертуарный театр нужен, он был и будет. Пока ни одна антреприза не достигает уровня даже очень посредственного театра. (Здесь уместно добавить – ПМСМ или ИМХО :)) Но она, эта самая антреприза, начиная от пошлого чоса для двух актеров до перепевок бродвейских мюзиклов, и варится в собственном соку, ничего не требуя из бюджета.
Другое дело - нужен ли Москве ПЛОХОЙ репертуарный театр, и зачем налогоплатильщики должны отдавать свои кровные за полупустые залы?
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 06:38 pm (UTC)

нужен ли Москве ПЛОХОЙ репертуарный театр

(Link)
Отвечу простым примером, а выводы сделаете сами.
В свое время еще более плохим театром, чем им.Гоголя, был театр на Таганке. Туда никто не ходил, и власти просто не знали, что с ним делать. Поэтому его и отдали Юрию Любимову(благодаря хлопотам Людмилы Целиковской). Из старой труппы Любимов оставил лишь одного актера - Ронинсона. И спектакль на первых порах был один - вахтанговский диплом.
Я его смотрел двумя десятилетиями позже - это было чудовищно, полный анахронизм. То есть, говоря проще, театр родился из говна. Но ведь он родился!.. Почему бвыший театр МПС не отдать лучшим выпускникам этого года? Зачем там нужен Серебреников? Ответ прост: пилить бабло. И доказать, что репертуарный театр умер.
[User Picture]
From:atirss
Date:August 12th, 2012 07:03 pm (UTC)

Re: нужен ли Москве ПЛОХОЙ репертуарный театр

(Link)
А Любимов, надо полагать, был лучшим выпускником 1964 года? ;) И кому из нынешних предлагаете отдать многострадальный театр, так удачно расположенный в самом центре столицы?
А вдруг ( ну, вдруг?!) Серебреников вытянет т-р Гоголя из того, в чем он сейчас находится?
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 07:23 pm (UTC)

Re: нужен ли Москве ПЛОХОЙ репертуарный театр

(Link)
1. Любимов был посредственным, вышедшим в тираж актером. Курс в щуке он получил опять же благодаря стараниям Целиковской. Я же говорю, самый знаменитый театр послевоенной России родился из говна. Этот шанс нужно дать и другим.
2. Я уже лет десять не смотрю дипломные спектакли, так что просто не знаю. Кстати, "фоменки" - это тоже ведь дипломный курс.
3. Вы невнимательно читали его интервью - не за этим он берет театр.
[User Picture]
From:atirss
Date:August 12th, 2012 07:50 pm (UTC)

Re: нужен ли Москве ПЛОХОЙ репертуарный театр

(Link)
1. Если следовать Вашей логике, надо перелопатить очень много говна, чтобы отыскать еще одного бездарного актера, типа вахтанговского Любимова, вручить ему очень плохой театр, группу несмышленышей 17 лет, желаюших стать великими актерами, и ждать рождения " Новой Таганки"
2. И Фоменки, и Женовачи, и Табакерка, и Современник, и Таганка, и даже первые Вахтанговцы - это все театры одного курса. Только у каждого был свой МАСТЕР, который и сделал театр. ( И все же ужасно, что умер Фоменко... Не выходит из головы((()
3. Я вообще не читала его интервью.

Edited at 2012-08-12 08:25 pm (UTC)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:August 12th, 2012 09:00 pm (UTC)

Re: нужен ли Москве ПЛОХОЙ репертуарный театр

(Link)
Талантливым людям нужно давать шанс! Не потому, что они спят с кинозвездами или у них лапа в ЦК, у Тани Дъяченко или в администрации президента Путина. И даже не потому, что они евреи, - а потому, что они талантливы!.. Да, это нужно понять, угадать. Но не Швыдкому это делать. И не Капкову - Ксюшу Собчак удовлетворить не смог, как же ему, бедолаге, удовлетворить наши с Вами взыскательные вкусы?
Кстати, Рита, мы ведь были с Вами на ты. Кажется, были:)

> Go to Top
LiveJournal.com