?

Log in

No account? Create an account
История одной мистификации - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

October 30th, 2015


Previous Entry Share Next Entry
11:26 pm - История одной мистификации
Кто автор песни «Под небом голубым»? Нет, это не Гребенщиков. И даже не тот средневековый автор, чье имя вы запамятовали… В общем, вопрос не столь прост, как кажется. История мутная, загадок и версий тьма, тем интереснее и неожиданнее разгадка.
Песня стала знаменитой после фильма «Асса».

БГ впервые исполнил её в 1984 году на концерте в Харьковском университете, особо подчеркнув, что песня не его, а авторов он не знает.
Постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. Чуть позже вычислили и автора стихов – им оказался Анри Волохонский. На этом как бы и успокоились, не подозревая о… мистификации.
Начать придется издалека. Итак, начало 70-х. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди.

Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была «Канцона», ставшая прообразом «Города золотого». О ее авторе Франческо да Милано (1497–1543) в аннотации было сказано, что он один из выдающихся лютнистов, прозванный современниками-флорентийцами «божественным» и разделивший этот неофициальный титул с «божественным» Микеланджело. Он служил лютнистом у Медичи, а позднее у папы Павла III, создал множество канцон, фантазий и ричеркаров.
Но… почему-то нашей «Канцоны» не нашлось в подробном папском каталоге произведений «божественного» Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи. А какую же тогда? И кто он?
На лицевой стороне обложки указана фамилия «Вавилов». Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано. Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной. «Зеленые рукава» — это настоящая старинная английская песня.
Владимир Вавилов был хорошо известен в 60-е годы как замечательный гитарист-семиструнник, виртуоз и последний романтик русской гитары. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи.

Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям.
Сразу вопрос: зачем же он это сделал? Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке, да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». И надо заметить, что смелая мечта осуществилась. За сорок пять лет, что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD. Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино со товарищи неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России.
Посмотреть фильм «Асса» и услышать песню в исполнении Гребенщикова автор не успел.
Владимир Вавилов умер в Ленинграде в 47 лет в марте 1973-го.

Поистине, никогда не знаешь, где прорастут зерна, важно — сеять (с)

(24 comments | Leave a comment)

Comments:


From:sivsja
Date:October 30th, 2015 08:34 pm (UTC)
(Link)
ё моё. хер с ними. и с ассой и с бг.

но! пластинка сия у меня была!
и слушалась часто.

фига се.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 30th, 2015 08:44 pm (UTC)
(Link)
Я так понял, историю эту ты не знал.
From:sivsja
Date:October 30th, 2015 08:52 pm (UTC)
(Link)
не знал.
[User Picture]
From:mozgomoika
Date:October 30th, 2015 08:50 pm (UTC)
(Link)
Благодарные флорентийцы называли своих современников Микеланджело и да Милано божественными. Кто скажет "божественный Вавилов"? А ведь за один "Город золотой" вполне заслуживает.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 30th, 2015 08:52 pm (UTC)
(Link)
Всё верно. И сам Вавилов это прекрасно понимал.
[User Picture]
From:mozgomoika
Date:October 30th, 2015 08:54 pm (UTC)
(Link)
В ходе исторического развития человечество разучилось быть благодарным.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 30th, 2015 08:56 pm (UTC)
(Link)
Часть человечества, уточнил бы я. С 1/6 части суши)
[User Picture]
From:mozgomoika
Date:October 30th, 2015 08:59 pm (UTC)
(Link)
Можно уточнить, какая именно это часть?
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 30th, 2015 09:02 pm (UTC)
(Link)
Вы географию в школе изучали?)
[User Picture]
From:mozgomoika
Date:October 30th, 2015 09:07 pm (UTC)
(Link)
Иногда позволяю себе задавать дополнительные вопросы. Значит, вы действительно имели в виду "неблагодарную" Россию? Ну, тогда это и обо мне. Благодарю вас.И можете не утруждать себя ответом.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 30th, 2015 09:24 pm (UTC)
(Link)
Стёб не читаете, смайлов не замечаете... Это совсем плохо.
[User Picture]
From:mozgomoika
Date:October 30th, 2015 09:51 pm (UTC)
(Link)
Если это стёб, прошу прощения.
[User Picture]
From:wwlad
Date:October 30th, 2015 10:23 pm (UTC)
(Link)
послушайте Francesco Canova da Milano - Fantasia 30
[User Picture]
From:mozgomoika
Date:October 30th, 2015 10:26 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:mamlas
Date:October 30th, 2015 10:15 pm (UTC)
(Link)
Михалков давеча рассказывал об этом, будучи в конферансе у Башмета, кажется... Думал, заливает, как обычно... Спасибо!
[User Picture]
From:wwlad
Date:October 30th, 2015 10:22 pm (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 30th, 2015 10:25 pm (UTC)
(Link)
ссылку сбросьте, если не трудно.
[User Picture]
From:mamlas
Date:October 30th, 2015 11:27 pm (UTC)
(Link)
Выпуск последней (октябрьской) Новой волны, "Вечер нескучной классики на «Новой волне»", который был полность отдан Башмету, и который вёл Михалков, с середины 59-й минуты

[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 30th, 2015 11:40 pm (UTC)
(Link)
Спасибо огромное! Теперь я понял, откуда вдруг поднялась эта волна(которая и меня подхватила).
[User Picture]
From:mamlas
Date:October 30th, 2015 11:52 pm (UTC)
(Link)
Не знал об этой волне, не слышал...
[User Picture]
From:wwlad
Date:October 30th, 2015 10:21 pm (UTC)
(Link)
Стоило бы упомянуть человека, который провел данное данное "расследование".
Зеев Гейзель "ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ"
http://a-pesni.org/drugije/a-podnebom.htm
Ну и немного подлинного Francesco Canova da Milano, имхо Вавилов не зря подписал свое произведение его именем.
Рекомендую послушать
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 30th, 2015 10:37 pm (UTC)
(Link)
1. Упоминание видел, а текст - нет.
2. Да, вавиловская тема несколько раз мелькнула, но плагиата здесь точно нет.
[User Picture]
From:wwlad
Date:October 30th, 2015 10:44 pm (UTC)
(Link)
конечно, это не плагиат. я и пишу, что это произведение вавилова.
просто это указание на то, что имя "автора" для публикации было выбрано вавиловым не случайно.
[User Picture]
From:elshanec
Date:October 31st, 2015 03:38 am (UTC)
(Link)
спасибо. очень интересно.

> Go to Top
LiveJournal.com