Владимир Холодов (vlad_dolohov) wrote,
Владимир Холодов
vlad_dolohov

Category:

Писатель, читатель и деньги

Тема скользкая, но крайне актуальная. Если кратко и примитивно, то суть такова: в литературе случайных людей не осталось, только подвижники, которые пишут лишь потому, что не писать не могут. Книг их не покупают, жить не на что, люди бедствуют и фактически вымирают.Александру Карасеву за рассказ в "Неве" заплатили четыреста рублей - http://karasseff.livejournal.com/337935.html?thread=2546703#t2546703. Конечно, это унизительно: за такие деньги московский таксист и в Бирюлево не повезет. С другой стороны, а с каких барышей журналу(аренда помещения, зарплата сотрудникам, мизерный тираж) платить больше? Мне мой редактор написал(еще до принятия рукописи): "Если чо, мы гонораров не платим, чтобы не унижать ни авторов, ни себя. Зато мы бесплатный экземпляр высылаем, "Новый мир" и этого не делает".
Впрочем, это уже детали. Карасева они не занимают: он молод, талантлив, зол, он апеллирует к государству, он хочет закрыть все толстые журналы и снова открыть, поменяв "девочек". Хороший писатель и умный человек Юрий Буйда мягко намекает ему, что дело не в девочках и что вопросы решаются не так. Он мудрый, он натерпелся в жизни и шишек набил столько, что в битве этой все волосы потерял. Он честно и талантливо рассказал о том, с какими муками перебрался в Москву в разгар путча и что произошло это исключительно благодаря бирюзовому унитазу в его калининградской квартире и дуре, которая на этот унитаз запала. Но Карасев пропустил эти слова мимо ушей - ему непременно нужно разбить голову о собственный унитаз, иначе он просто не поймет. Буйда ему симпатизирует, он даже намекает, где можно взять деньги на собственный журнал - у Мамута. Человек интеллигентный, богатый, умный, книжки читает... Я бы на месте Мамута денег Карасеву не дал. Саша будет плохим главредом. Он резкий, грубый, профессионалы к нему не пойдут - через 3-4 месяца журнал обанкротится. Ничего, зато Карасев отъестся, наконец, брюшко отрастит, машину купит, любовницу заведет.
Н.Б.Иванова на эту тему опубликовала статью в OS - http://www.openspace.ru/literature/projects/107/details/24300/
Обычно ее колонка собирает сотню комментов, а тут ни одного. Объяснений несколько. Во-первых, Наталья Борисовна в этот раз сказала очевидную банальность. Во-вторых, проблему изнутри она не знает, поскольку сама наверняка не бедствует. В-третьих, комментаторы OS люди гордые - о деньгах говорить они считают ниже своего достоинства. Миша Бутов как-то сказал мне, что OpenSpace он не читает, - умные они все там слишком(с). Это правда: многие ходят туда читать не авторов колонок, а комментаторов, - если вы знаете, кто такие oved или nsogso, то согласитесь с Бутовым, что писать подобные комменты существенно сложнее, чем служить зам.главреда в "Новом мире"... А Наталье Борисовне я  возражу лишь по одному пункту: она полагает, что писателей развратили "большие деньги литературных премий". Да, премии - зло абсолютное; мне, увы, пришлось обидеть горячо любимого мной В.Л.Топорова, который большинством этих премий и заведует: бесовское это дело, вне всяких сомнений. Но настолько ли большие это деньги по нынешним временам?... Захар Прилепин получил за супернацбест 100К баксов - это цена комнаты в московской коммуналке. А у него четверо детей, да еще сидельцам лимоновским треть отстегнул. Что осталось-то? На год сравнительно скромной жизни?.. Право, стыдно, Наталья Борисовна, этими копейками классика попрекать!
А как было раньше, спросите вы. И Карасев спрашивает. Он называет цифры явно из третьх рук, я назову из первых. Литературные генералы и секретари СП не нуждались абсолютно ни в чем и икру ложками жрали. Но даже рядовой литератор, издавший книгу в "Совписе" обычным тиражом в сто тысяч экземпляров сразу становился по нынешним критериям миллионером, ибо тут же шли переиздания в провинциальных издательствах, договора в театрах и на киностудиях.
Но ведь было очень много вполне себе приличных и адекватных литераторов, которые глубоко презирали "секретарскую" литературу, Союз писателей, толстые и тонкие журналы - они писали стихи и прозу, работали дворниками, издавали рукописные журналы и НИКОГДА ни о чем не просили власть придержащих. Вы не хотите в дворники? Все места таджиками заняты?.. В официанты идите, на стройку, на ТВ - только ведь там работать надо, а не скулить. Бегать с подносом, раствор месить, писать по 20-30 страниц в день идиотских диалогов идиотского мыла, да еще прямо на съемочной площадке - для "актрисы", продюсерской любовницы, которая и играть не умеет, и даже читает по складам. Вас это напрягает? Ломает? Противоречит принципам?.. Ну, тогда действительно остается только апеллировать государству, которое будто бы(с какого бодуна, кстати?) обязано содержать писателей, которых никто не читает.
…Вчера в метро(редко, но езжу) видел ЧИТАТЕЛЯ. Это была женщина и читала она КНИГУ. Имя на обложке рассмотрел – Дарья Донцова. И лицо читательницы рассмотрел: равнодушное, несколько брезгливое – с таким лицом фригидные женщины обычно сексом занимаются. Типа, ну ладно, бери меня, я потерплю.
Карасев, скажите честно: вы Донцовой завидуете?:)


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments