?

Log in

No account? Create an account
Писатель, читатель и деньги - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

September 16th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
08:25 am - Писатель, читатель и деньги
Тема скользкая, но крайне актуальная. Если кратко и примитивно, то суть такова: в литературе случайных людей не осталось, только подвижники, которые пишут лишь потому, что не писать не могут. Книг их не покупают, жить не на что, люди бедствуют и фактически вымирают.Александру Карасеву за рассказ в "Неве" заплатили четыреста рублей - http://karasseff.livejournal.com/337935.html?thread=2546703#t2546703. Конечно, это унизительно: за такие деньги московский таксист и в Бирюлево не повезет. С другой стороны, а с каких барышей журналу(аренда помещения, зарплата сотрудникам, мизерный тираж) платить больше? Мне мой редактор написал(еще до принятия рукописи): "Если чо, мы гонораров не платим, чтобы не унижать ни авторов, ни себя. Зато мы бесплатный экземпляр высылаем, "Новый мир" и этого не делает".
Впрочем, это уже детали. Карасева они не занимают: он молод, талантлив, зол, он апеллирует к государству, он хочет закрыть все толстые журналы и снова открыть, поменяв "девочек". Хороший писатель и умный человек Юрий Буйда мягко намекает ему, что дело не в девочках и что вопросы решаются не так. Он мудрый, он натерпелся в жизни и шишек набил столько, что в битве этой все волосы потерял. Он честно и талантливо рассказал о том, с какими муками перебрался в Москву в разгар путча и что произошло это исключительно благодаря бирюзовому унитазу в его калининградской квартире и дуре, которая на этот унитаз запала. Но Карасев пропустил эти слова мимо ушей - ему непременно нужно разбить голову о собственный унитаз, иначе он просто не поймет. Буйда ему симпатизирует, он даже намекает, где можно взять деньги на собственный журнал - у Мамута. Человек интеллигентный, богатый, умный, книжки читает... Я бы на месте Мамута денег Карасеву не дал. Саша будет плохим главредом. Он резкий, грубый, профессионалы к нему не пойдут - через 3-4 месяца журнал обанкротится. Ничего, зато Карасев отъестся, наконец, брюшко отрастит, машину купит, любовницу заведет.
Н.Б.Иванова на эту тему опубликовала статью в OS - http://www.openspace.ru/literature/projects/107/details/24300/
Обычно ее колонка собирает сотню комментов, а тут ни одного. Объяснений несколько. Во-первых, Наталья Борисовна в этот раз сказала очевидную банальность. Во-вторых, проблему изнутри она не знает, поскольку сама наверняка не бедствует. В-третьих, комментаторы OS люди гордые - о деньгах говорить они считают ниже своего достоинства. Миша Бутов как-то сказал мне, что OpenSpace он не читает, - умные они все там слишком(с). Это правда: многие ходят туда читать не авторов колонок, а комментаторов, - если вы знаете, кто такие oved или nsogso, то согласитесь с Бутовым, что писать подобные комменты существенно сложнее, чем служить зам.главреда в "Новом мире"... А Наталье Борисовне я  возражу лишь по одному пункту: она полагает, что писателей развратили "большие деньги литературных премий". Да, премии - зло абсолютное; мне, увы, пришлось обидеть горячо любимого мной В.Л.Топорова, который большинством этих премий и заведует: бесовское это дело, вне всяких сомнений. Но настолько ли большие это деньги по нынешним временам?... Захар Прилепин получил за супернацбест 100К баксов - это цена комнаты в московской коммуналке. А у него четверо детей, да еще сидельцам лимоновским треть отстегнул. Что осталось-то? На год сравнительно скромной жизни?.. Право, стыдно, Наталья Борисовна, этими копейками классика попрекать!
А как было раньше, спросите вы. И Карасев спрашивает. Он называет цифры явно из третьх рук, я назову из первых. Литературные генералы и секретари СП не нуждались абсолютно ни в чем и икру ложками жрали. Но даже рядовой литератор, издавший книгу в "Совписе" обычным тиражом в сто тысяч экземпляров сразу становился по нынешним критериям миллионером, ибо тут же шли переиздания в провинциальных издательствах, договора в театрах и на киностудиях.
Но ведь было очень много вполне себе приличных и адекватных литераторов, которые глубоко презирали "секретарскую" литературу, Союз писателей, толстые и тонкие журналы - они писали стихи и прозу, работали дворниками, издавали рукописные журналы и НИКОГДА ни о чем не просили власть придержащих. Вы не хотите в дворники? Все места таджиками заняты?.. В официанты идите, на стройку, на ТВ - только ведь там работать надо, а не скулить. Бегать с подносом, раствор месить, писать по 20-30 страниц в день идиотских диалогов идиотского мыла, да еще прямо на съемочной площадке - для "актрисы", продюсерской любовницы, которая и играть не умеет, и даже читает по складам. Вас это напрягает? Ломает? Противоречит принципам?.. Ну, тогда действительно остается только апеллировать государству, которое будто бы(с какого бодуна, кстати?) обязано содержать писателей, которых никто не читает.
…Вчера в метро(редко, но езжу) видел ЧИТАТЕЛЯ. Это была женщина и читала она КНИГУ. Имя на обложке рассмотрел – Дарья Донцова. И лицо читательницы рассмотрел: равнодушное, несколько брезгливое – с таким лицом фригидные женщины обычно сексом занимаются. Типа, ну ладно, бери меня, я потерплю.
Карасев, скажите честно: вы Донцовой завидуете?:)



(10 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:yu_buida
Date:September 17th, 2011 05:07 am (UTC)
(Link)
Не хочется больше на эту тему говорить, потому что тоска и пустота, но уточнить придется. Если рядовой писатель издавался, он получал гонорар исходя из твердых ставок - максимум 400 рублей за лист, т.е. книга объемом 20 листов приносила ему в среднем 5-7 тыс. руб. (минус налоги), по максимуму платили Щолохову-Маршаку и т.п. Потиражные платили только в Политиздате (серия Пламенные революционеры) и Детгизе.
Но дело все-таки в читателе. До 90-х у него было мало развлечений: жалкое ТВ, жалкое кино, водка да девки. И пустые полки в магазинах. Это - при росте зарплаты. А сейчас - и Голливуд, и поездка в Египет, и авто в кредит, и книжки в бумажных обложках, и компьютерные игрушки, и чего только нет. А у многих - вот это еще важнее - и денег нет. Собрать ребенка в школу - уже неподъемно. В провинции - жалкие пенсии, жалкие зарплаты у интеллигенции. Стыдно даже хотеть, чтобы они мои книги за 250-350 рублей покупали. Мечты Карасева - из другой жизни и для другой страны.
[User Picture]
From:rosa_de_lux
Date:September 17th, 2011 05:58 am (UTC)
(Link)
А как, по-Вашему, могла бы - или должна бы - выглядеть эта другая жизнь и другая страна? Как развитые страны запада? Там с литературным процесом все хорошо, на Ваш взгляд? Просто оценка ситуации-то понятна, а вот как это все должно быть устроено? Может быть, я ошибаюсь, но и в богатых странах есть кризис литературы, хотя, с другой стороны, то и дело какие-то авторы вдруг возносятся на гребень волны - или на гребне только труды навроде Гарри Поттера?
[User Picture]
From:yu_buida
Date:September 17th, 2011 06:11 am (UTC)
(Link)
Как должно быть - не знает никто. Мы не Запад, не Китай - звучит банально, но это так. И как у нас все сложится - пока непонятно. Ну да, хорошо бы как на Западе, где устоявшаяся система грантов для писателей, кафедры, университеты, куда писателей приглашают читать лекции. В США, например, универсиетское сообщество - более 300 тысяч человек, вот вам и читатели с деньгами и свободным временем. Плюс огромный издательский рынок, какого у нас не будет никогда. А во Франции принято даме под Рождество дарить книгу - до сих пор, и люди там приходят сами на встречи с какими-нибудь сенегальскими или русскими писателями: этим принято интересоваться. Что касается кризиса литературы, вы правы: он всюду. Условия разные: у нас закрываются программы "вместе с людьми", а там после закрытия программ люди не бедствуют, да там и понимание бедности в принципе иное, не наше. Мы все еще довольно бедная страна с миллионом дыр и дырочек, а потому и не можем себе позволить покупку дорогих идей, ценностей и книг. Но это, конечно, вопрос времени: пройдет 50-100 лет, и многое изменится.
[User Picture]
From:rosa_de_lux
Date:September 17th, 2011 06:34 am (UTC)
(Link)
Словом, все упирается как всегда в деньги: у нас бедная страна и бедное население. Остается, да, лишь надеятся на перемены лет чере 50-100. Вот только не факт, что это будут перемены к лучшему. Ну да по любому меня 100 летняя перспектива не слишком занимает, честно говоря... :)
[User Picture]
From:yu_buida
Date:September 17th, 2011 06:38 am (UTC)
(Link)
Ну, во-первых, никто не мешает нам и сегодня читать то, что нравится, и писать то, что хочется. И даже публиковать это. А во-вторых, это очень хорошо, что вас не занимает 100-летняя перспектива: чем меньше человек об этом думает, тем лучше не только для него, но и для будущего.
[User Picture]
From:rosa_de_lux
Date:September 17th, 2011 06:51 am (UTC)
(Link)
Да это понятно, что никто не запрещает. И что характерно, никогда и не запрещали, т.к. это запретить практически невозможно. Весь вопрос же, проблематика и нерв заключаются в том, как на этом (на писании) заработать. И как стать известным. В славе и деньгах вопрос же :)
[User Picture]
From:yu_buida
Date:September 17th, 2011 06:52 am (UTC)
(Link)
Тупо - писать, писать и писать. Других рецептов нет, к счастью.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:September 17th, 2011 11:48 am (UTC)
(Link)
Разумеется, предмет вы знаете лучше, хотя и у меня была возможность понаблюдать изнутри за жизнью среднего(по уровню, не по доходам) советского писателя. Над одним даже немного поиздевался в своей жежешке - http://vlad-dolohov.livejournal.com/9104.html
Обсуждать конкретные цифрры вряд ли стоит, сойдемся на бесспорном тезисе: тогда писатели жили хорошо, сейчас плохо. Дело ведь не только в издательских гонорарах, подкармливали их со всех сторон. Скажем, на киностудиях была установка - сорок процентов всех сценарных договоров должны заключаться с членами СП. На "Мосфильме" так вообще было целое писательское объединение(четвертое, кажется). Сценарии шли в производство один к трем, половину отсева писатели и съедали: аванс полторы тысячи + полторы за принятые варианты. Потом сценарий списывался как творческая неудача автора и практически сразу заключался новый договор. Вы же бывший сценарист, наверняка я вам ничего нового не открыл.
Были и другие "кормушки", но к нашему разговору это уже ничего не прибавит.
[User Picture]
From:rosa_de_lux
Date:September 17th, 2011 06:30 am (UTC)
(Link)
Так чем же сегодня может заработать писатель? Государство кормить всех тех, кто назвал себя писателем, не обязано, до читателя еще нужно добраться - а это уже рынок, маркетинг, раскрутка, да и с темой нужно "попасть". Получается, остается одно: как в старые добрые времена идти на поклон к денежным мешкам? Ну или вписываться в рынок - а как иначе? С другой стороны, жили же как-то при СССР писатели, о которых вы говорите: не вписанные в официоз и струю. Хотя как они жили? - безвестно, прежде всего.
Мне думается, может, новые технологии, прежде всего интернет, непременно должны повлиять на ситуацию. Ведь они по сути устраняют всех посредников между писателем и читателем: посредников как денежных, так и сутьоценивающих. Остается только технически обеспечить трансформацию интереса в доход. Но это вопрос времени: процесс хотя и медленно, но идет. И это, с моей т.з. как читателя, наиболее оптимальная форма.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:September 17th, 2011 11:51 am (UTC)
(Link)
Вы сами себе и ответили: интернет. Уже сейчас каждая третья "книга" в метро - электронный ридер.

> Go to Top
LiveJournal.com