«Блока я не люблю. На мой взгляд, это человек и поэт во многих своих проявлениях чрезвычайно пошлый».
«Евтушенко – дурной человек, негодяй, – это моё личное ощущение, основанное на личном опыте, – но кроме того, это чрезвычайно вредная фигура на литературном и политическом горизонте»
«Вознесенский корчит из себя poete maudit – "проклятого поэта", богему, тонкача и знатока искусств»
«Тютчев, при всем расположении к нему, поэт не такой уж и замечательный…»
Некрасов – чрезвычайно нездоровое существо. Такого второго в русской литературе не было. Всё время какие-то окоченелые трупики…»
«А об Андрее Белом я скажу сейчас ужасную вещь: он – плохой писатель».
Имел ли Иосиф Бродский право на подобные высказывания? Конечно! Почему же нет?.. Тут интереснее другое: кого Бродский противопоставил всем этим убогим тютчевым-блокам-некрасовым.
Как-то одна журналистка спросила у Бродского, кого из современных (на тот момент) российских поэтов он ставит выше других? И мог бы он назвать, скажем, десять лучших поэтов.
«Десять?" – переспросил он. Потом на пару секунд задумался и легко выдал список из десяти фамилий.
Боюсь, большая часть имен вам просто не знакома. Да и не только вам. Поэты были разные – по возрасту, по уровню дарования, но всех их объединяло одно – национальность.
Причем, именно та национальность, которая напрочь отсутствовала в первом списке Бродского (тех, к кому он относится с презрением).
А продолжу я крамольным для либеральной общественности тезисом: если бы не ежедневный и навязчивый PR Иосифа Бродского, о нем давно бы уже все забыли. Точнее, он просто занял бы в истории русской поэзии предназначенное ему место – где-то в конце второй сотни, рядом со столь «любимым» им Евг.Евтушенко. И это вовсе не выглядит унизительным: русская поэзия столь обширна и богата, что, скажем, из современников никто и на третью сотню не может претендовать.