Владимир Холодов (vlad_dolohov) wrote,
Владимир Холодов
vlad_dolohov

Categories:

Сценарист Владимир Набоков

Писатели в кино – люди случайные и необязательные. Попыток предпринималось много, удач практически нет. Дело в том, что написать сценарий по собственному роману или повести безумно сложно – здесь нужен отстраненный взгляд, который невозможен в принципе. Да, Фитцджеральд удачно сотрудничал с Голливудом, но он лишь писал диалоги к чужим сценариям. Многостаночник Юрий Нагибин писал и сценарии, и прозу, но только или-или: скажем, он не смог написать сценарий по собственному рассказу «Берендеев лес» – студии пришлось купить у него права на экранизацию, а сценарий (блестящий, на мой взгляд) написала Наталья Рязанцева.
Роман Набокова «Лолита» вышел в 1958 году, а спустя четыре года режиссер Стэнли Кубрик снял по нему фильм. Сценарий писал сам Набоков.

Главным препятствием на пути "Лолиты" стала американская цензура. Представитель Администрации производственного кодекса идею в целом одобрил, но предложил в финале… поженить Гумберта и Лолиту. Такой сценарий Набоков писать отказался. Кубрик схитрил: предложил вместе бороться с цензурой. И выбил у продюсера немыслимый по тем временам гонорар для Набокова – 75 тысяч долларов (это миллиона три по нынешним деньгам).
…Когда сценарист Набоков закончил работу, все ахнули. И вовсе не потому, что сценарий был блестяще написан – с ним просто не знали, что делать. Во-первых, запредельный объем в 400 страниц – это где-то на 5-6 фильмов. Во-вторых, почти всё из написанного просто невозможно снять. Ну, например:
«Распяленный как краб, сгорбленный старик Том раскладывает и устанавливает койку вдоль кровати и прошаркивает обратно к двери. Он очень медленно затворяет скрипучую дверь, но в последний момент громко захлопывает её. Лолита не просыпается"
Как изобразить на экране "распяленного как краба" человека? И главное, зачем?.. Гремучая смесь изысков стиля, нереализуемых и чисто литературных метафор вкупе с откровенной графоманией погрузили режиссера в глубочайшую тоску.
Но Кубрик в то время был молод, решителен и достаточно циничен. Он похвалил Набокова за труд, а потом вместе с помощником сел потрошить монструозный текст, используя его лишь как каркас.
Впоследствии писатель с сожалением отметил, что от его сценария осталась "горстка обрезков". Но ведь иначе и быть не могло. Как сказал Кубрик: «По этому сценарию не то что снимать было нельзя, его и поднять-то было невозможно".
В кино режиссер всегда главный и всегда прав. Тому, кто думает иначе, в кино делать нечего. Даже если твое имя Набоков.
Спустя годы писатель понял, насколько он был наивен, неумел и совершенно не понимал природы кинематографа.
Сценариев он больше не писал никогда.
"Превращение собственного романа в киносценарий подобно созданию серии эскизов к картине, которая давно закончена и одета в раму".
Tags: Кубрик, Лолита, Набоков, Нагибин, Рязанцева, Фитцджеральд, азы кинодраматургии, писатель в кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments