?

Log in

No account? Create an account
Можно ли на иврите писать гениальные стихи? - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

September 14th, 2016


Previous Entry Share Next Entry
12:31 am - Можно ли на иврите писать гениальные стихи?
Наверное, можно, почему нет? Просто пока такой поэт не родился.
На русском языке у евреев получается лучше. Наверное, язык богаче (утверждать не берусь – иврита не знаю). Кроме всего прочего существовала традиция: в России еврейский мальчик должен был уметь пиликать на скрипке, играть в шахматы и писать стихи. При огромной выборке достойные результаты были во всех трех областях. Да что уж тут скромничать, – замечательные результаты!
Еврейских скрипачей и шахматистов вы знаете, поговорим о еврейских поэтах. Это интереснее хотя бы потому, что практически все выдающиеся еврейские поэты, пишущие на русском языке… переставали быть еврейскими.

Классический пример – Осип Эмильевич Мандельштам: в роду одни евреи, физиономия стопроцентно еврейская, а поэт русский!

Впрочем, это общеизвестный факт, останавливаться на нем не будем. Как, кстати, и на Борисе Пастернаке…  «Молодой человек из хорошей еврейской семьи должен…» – писала ему из Лондона вовремя свалившая еврейская родня. Но Борис Пастернак признавал лишь один долг – перед Великой русской Поэзией

А вот с Бродским ситуация не столь очевидна. Даже трудно сказать, что более сомнительно: то, что он поэт выдающийся или то, что он поэт русский. Мне кажется, ни то и ни другое, - но я могу заблуждаться.

Рискну высказать гипотезу: чем выше уровень дарования русскоязычных еврейских поэтов, тем неизбежнее они становятся русскими. И дело тут не в известности и «славе»: раскручиваемые критикой (опять же еврейской – другой у нас практически нет) современники – Гандлевский, Рубинштейн, Пригов, Херсонский – просто плохие еврейские поэты, пишущие на русском языке. А вот Александра Аронова (увы, покойного) критика не жаловала: мелкий журналюшка, работающий в бульварном листке под названием «Московский комсомолец», – ну, откуда здесь взяться большой поэзии?

Я спорить не стану, я процитирую.
* *
Остановиться, оглянуться
Внезапно, вдруг, на вираже,
На том случайном этаже,
Где вам доводится проснуться.

Ботинком по снегу скребя,
Остановиться, оглянуться,
Увидеть день, дома, себя
И тихо-тихо улыбнуться...

Ведь уходя, чтоб не вернуться,
Не я ль хотел переиграть,
Остановиться, оглянуться
И никогда не умирать!

Согласен в даль, согласен в степь,
Скользнуть, исчезнуть, не проснуться –
Но дай хоть раз еще успеть
Остановиться, оглянуться.
* *
Посредине дня
Мне могилу выроют.
А потом меня
Реабилитируют.

Спляшут на костях,
Бабу изнасилуют,
А потом — простят,
А потом — помилуют.

Скажут: срок ваш весь,
Что-нибудь подарят…
Может быть, и здесь
Кто-нибудь ударит.

Будет плакать следователь
На моём плече.
Я забыл последовательность:
Что у нас за чем.
* *
А теперь скажите мне две вещи:
– это плохо
– это не русская поэзия
…Напомню: Александр Аронов (по мнению критиков) в первые три сотни современных русских поэтов не входит.

(10 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:sigma_s
Date:September 13th, 2016 09:43 pm (UTC)
(Link)
Это хорошая поэзия и хорошие стихи. Нигде его имя до сих пор не встречала. Правда, в последнее время читать "стихи" (то есть, то, что критики называют стихами) стало совершенно невозможно. Я просто перестала интересоваться современным процессом стихосложения, скажем так.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:September 13th, 2016 09:45 pm (UTC)
(Link)
Я рад уже тому, что открыл для вас этого поэта.
[User Picture]
From:iigogosha
Date:September 14th, 2016 12:14 am (UTC)
(Link)
приходится научаться чувствовать на языке.
[User Picture]
From:tawneee
Date:September 14th, 2016 03:55 am (UTC)
(Link)
А может быть всё просто? Иврит - это же молодой язык, ему 150 лет всего, а фактически наверное ещё меньше. Дайте ему ещё хотя бы 150, а лучше 200.

Догнать русский он наверное и не догонит (по качеству поэзии), но может быть приблизится?
[User Picture]
From:andrew1955s
Date:September 14th, 2016 06:00 am (UTC)
(Link)
Европейский еврейский язык - это идиш, на иврите совсем недавно почти никто не говорил, а воскресили его сионисты. Что-то вроде того, если бы в Италии сделали древнюю латынь государственным языком. Поэтому упомянутые выше персонажи могли бы писать на идиш, а не на иврите.
[User Picture]
From:krajn
Date:September 14th, 2016 06:18 am (UTC)
(Link)
Любопытно, что евреи, ставшие русскими через искусство, быстро умирают (Пастернак вовремя остановился в своём процессе русификации, а художник Левитан, например, не смог).
Как будто выполнили свою миссию на земле и - брык.
Или из под дьявола выбрались, а к Богу не пришли.
Интересно.
Афтор, пеши есчо.
[User Picture]
From:buruhtan_buru
Date:September 14th, 2016 07:55 am (UTC)
(Link)
Смешно, допустим, держать на ладони отборное зерно и априори предрекать ему уникальный урожай. Почему? Да потому что не менее важна почва, в которую это зерно попадет. Может быть камень, может быть чернозем, а может быть песок.
Со стороны евреев объяснение выдающихся же феноменов одно: еврейский гений и все тут. Неудержимый и самодостаточный. (Это касается кино, музыки, литературы.) При этом целенаправленно затеняется вторая сторона творческого процесса - а именно, среда, атмосфера, почва произрастания этого еврейского семени. А среда, почва, иначе говоря подпитка - это многовековое русское. Смысловое и трансцендентальное.
Поэтому чисто израильских гениев в количественном соотношении - просто пшик. Поэтому израильские репатрианты массово присутствуют на русскоязычных форумах, особенно литературных, и пытаются обцчать русскому языку потомство.
From:bkl
Date:September 14th, 2016 10:37 am (UTC)
(Link)
Левитанский еще (не путать с Левитаном) - очень хороший поэт.
Бродский - очень хороший поэт (а тексты с посвящением М.Б., imho уже классика).
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:September 14th, 2016 11:51 am (UTC)

Левитанский еще очень хороший поэт

(Link)
Да, к сожалению, почти забытый.
[User Picture]
From:worldknife
Date:September 14th, 2016 01:12 pm (UTC)
(Link)
"Вот здесь я жил давным-давно — смотрел кино, пинал
г...о и, пьяный, выходил в окно. В окошко пьяный выходил,
буровил, матом говорил и нравился себе, и жил. Жил-был
и нравился себе с окурком «БАМа» на губе.
И очень мне не по себе, с тех пор, как превратился в дым,
А так же скрипом стал дверным, чекушкой, спрятанной за
томом Пастернака, нет, — не то.
Сиротством, жалостью, тоской, не музыкой, но музыкOй,
звездой полночного окна отпавшей литерою «а», запавшей
клавишею «б»:
Оркестр играет на трубе — хоронят Петю, он дебил. Витюра
хмуро раскурил окурок, старый ловелас, стоит и плачет
дядя Стас. И те, кого я сочинил, плюс эти, кто взаправду
жил, и этот двор, и этот дом летят на фоне голубом, летят
неведомо куда — красивые как никогда".
Борис Рыжий, 1998
Бори́с Бори́сович Ры́жий (8 сентября 1974, Челябинск — 7 мая 2001, Екатеринбург) — русский поэт.По утверждению Евгения Рейна, «Борис Рыжий был самый талантливый поэт своего поколения»Покончил жизнь самоубийством (повесился)
Мальчик-еврей принимает из книжек на веру
гостеприимство и русской души широту,
видит березы с осинами, ходит по скверу
и христианства на сердце лелеет мечту,
следуя заданной логике, к буйству и пьянству
твердой рукою себя приучает, и тут —
видит березу с осиной в осеннем убранстве,
делает песню, и русские люди поют.
Что же касается мальчика, он исчезает.
А относительно пения, песня легко
то форму города некоего принимает,
то повисает над городом, как облако.

> Go to Top
LiveJournal.com