?

Log in

No account? Create an account
Куда девалась русская интеллигенция? - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

January 10th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
04:15 pm - Куда девалась русская интеллигенция?

Критик Лев Пирогов некоторое время пообщался с писателем, художником и публицистом Максимом Кантором и в результате взял у него не лучшее, а худшее – стал писать очень длинно и как бы обо всем сразу. Есть еще одна версия:  Пирогову стали платить не за статью, а построчно – эту версию я отвергаю, поскольку она не вписывается а образ человека, которого я читаю давно, а полюбил совсем недавно и даже не совсем окончательно – всё еще нахожусь в процессе.



Максима Кантора я при перепечатке сокращаю всегда, часто прибегая к глубокой редактуре – меняю местами абзацы и даже влезаю в текст, когда он мне кажется стилистически сомнительным. Шалость, мне кажется, весьма невинная. Вот, скажем, есть А.С.Пушкин и есть «Мой Пушкин»(Цветаева). Так и у меня есть «Мой Кантор», который несколько отличается от Кантора настоящего – Максим о моих «упражнениях» знает, но относится к ним весьма снисходительно. Во всяком случае, претензий пока не предъявлял.

Сегодня я решил провести аналогичный эксперимент с текстом Пирогова. Разрешения, естественно, не спрашивал. Да в этом и нужды нет: вот текст Льва Васильевича - http://rusplatforma.org/publikacii/node906/

Прочли? Тогда дальше можете не читать – там уже «мой Пирогов»: освобожденный от лишних одежд и варварски кастрированный.

«Обида – страшное чувство. Поэтому людей обижать нельзя. Если хочешь их удавить, делай это не обидно, не унижая. Борцы за превращение России в цивилизованную страну постоянно забывают об этом. Им кажется, что мы должны получать как можно больше полезной пищи (эмансипирующей, освобождающей наше сознание от гнёта хтонических патерналистских условностей), а вредной пищи (например, реалистической живописи) не должны получать совсем.

Люди обычно мало интересуются той жизнью, которая им доступна. (Может, поэтому так мегапопулярны глянцевые журнальчики с фоторепортажами «из жизни звёзд»: какой дом, какой в доме камин, какие тапочки на ногах...) С другой стороны, в интернете кассу делают не простые люди, а рефлексирующие. (Сама система блогов и соцсетей с их немного пугающей, почти животной практикой тотального перепоста – это ведь и есть система «рефлексов», то есть отражений, бликов.) Интересны ли будут такие путешествия для нынешней условной «интеллигенции»?..

Ответ очевиден: для кого-то да, для кого-то нет.  И очень любопытно было бы узнать, кого больше. Вот сейчас, допустим, многие читают интернет-журнал «Русская жизнь». Одни восхищаются, другие читают по принципу «мыши плакали, но продолжали есть кактус». Журнал собрал мастеровитых авторов, но сама русская жизнь предстаёт в нём слишком уж, по выражению одного из его главных соредакторов «макабрической». («Фу-фу. Русским духом пахнет».) Что в «Русской жизни» ни напишут, хоть рецепт приготовления новогоднего холодца, обязательно помесь некролога с криминальным репортажем получится

Митя Ольшанский: «У меня вот странно: либо русское, именно русское, но до 1917-го, а если советское, то еврейское, да. А вот советское русское для меня абсолютно чужое». Это замечательное признание. В нём нет никакого изъяна, никакой вины, замечательно оно лишь своей интересностью «для исследователя». Нынешняя еврейская и околоеврейская интеллигенция (не в смысле кровно-родственном, а в культурном смысле: общие ценности, общие занятия, убеждения) представляет собою явление преимущественно советское (сколько там до революции было евреев-интеллигентов), однако сами они мыслят себя продолжателями исконно русской интеллигентской традиции: «…именно русское, до 1917-го». И если восемьдесят лет назад разница между условными «швондерами» и «преображенскими» была огромна, то уже после сталинских чисток она существенно сгладилась. Какие они там были, эти преображенские, поди вспомни, а швондеры – вот они, живут в преображенских квартирах, едят с преображенских сервизов, читают преображенские книги и тоже пострадали от советской власти, так почему бы и нет?

Это понятно и – с течением времени – законно. Интересно другое. Если порождённая советской властью генерация «новых интеллигентов» от советской власти воротит нос («советское русское для меня абсолютно чужое»), то осколки уничтоженных «старых», наоборот, склонны принимать её. Не с энтузиазмом, разумеется. Как неизбежность. Невозможно воротить нос от обстоятельств, в которых оказываешься. (Скажем, дом горит, а ты морщишь нос: «Фи, пожар…») Обстоятельства приходится принимать. Роскошь воротить нос от обстоятельств может себе позволить лишь тот, кто сам этим обстоятельством является. Швондеры преобразились, а преображенские упростились. Они больше не интеллигенция, размышляющая о жизни. Они – «спецы». Конечно, тоже размышляют о жизни, да только кто же их теперь, таких, будет слушать? Детишки вот разве что?

Куда девалась русская интеллигенция, граждане?.. А ведь другой-то и не бывает, «интеллигенция», как это ни смешно, - слово русское. Наконец-то нынешние это поняли и стали подбирать себе более приличествующие названия, типа «нижний господский слой» или «новый городской класс».

Куда она, русская интеллигенция ОТСТУПИЛА? Вот, тот же Митя, дум моих пленитель, отвечая недавно на вопрос, что он понимает под словами «русская интеллигенция», сказал: «Это люди, которые проживают на данной территории и которых интересуют отвлеченности». То есть вроде бы опять подработал определение под себя. Но пальцем трудно не попасть в небо. Под определение попадают не только «люди, проживающие на данной территории», но и «русские люди, проживающие на данной территории», причём, интересующиеся отвлечённостями отнюдь не по воспитанию и роду занятий. Русский человек негромок, громким он становится по случайности: Tolstoy, Dostoevsky, Сталин, ну Гагарин ещё. И группа «Тату». Это не потому, что мы живём в заднице мира, это потому, что русский человек негромок, как бы сам этот «недостаток» преодолеть не тужился. Как бы ни раздувал щёки фанфарами «Великой Победы», Византийским выбором и Юлианским календарём. В этом не было бы никакой проблемы, если бы мир был смирен и тих. Но мир кричит, пищит и бьётся в истерике, мир кичится, брызжет слюной и показывает задницу; у кого вонючее, тот и главнее. Таков мир, в котором всем приходится жить, русским тоже. Их не особенно замечают в нём. Даже когда специально заводят о них разговор, снимают фильмы или вот издают журналы. Даже тогда – не замечают».




(21 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:rvs95
Date:January 10th, 2013 02:11 pm (UTC)

Re: взять вот 250 нац.напитка или 0,75 вина

(Link)
это благодать,а не беда,потому и не пьет ,что русский на 105%
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 10th, 2013 03:53 pm (UTC)

Re: взять вот 250 нац.напитка или 0,75 вина

(Link)
Неожиданный взгляд на проблему... буду думать!

> Go to Top
LiveJournal.com