?

Log in

No account? Create an account
Любое творчество – мифотворчество - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

January 15th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
10:13 pm - Любое творчество – мифотворчество

Личность писателя(художника, артиста, музыканта) всегда является составной частью этого мифа. Писателя, кстати, в меньшей степени, поскольку художественная литература в некогда самой читающей стране мира постепенно выходит из сферы общественных интересов. Да и ярких фигур осталось не так много – просто не из чего создавать эти мифы. Строго говоря,  «мифов» всего три – Виктор Пелевин, Эдуард Лимонов, Захар Прилепин.



Первый, пожалуй, самый яркий и самый устойчивый. Принципиальная непубличность, туманность биографии(действительно ли родился в тюрьме, жрал тоннами грибы, крышевал ларечников, пользовался услугами проституток, болел триппером и т.д.) и непрозрачное настоящее(правая рука Суркова, участие в политическом пиаре, эксплуатация труда литературных негров) + несомненный и никем уже не оспариваемый дар делают его бесспорным номером один – что в литературе, что в мифологии.

Об Эдуарде Лимонове я вынужден говорить более сдержанно. Во-первых, ему уже очень много лет. Во-вторых, его дарование не столь очевидно. В-третьих, как-то неловко уточнять детали: действительно ли он в юности скулил у двери бросившей его жены и чуть ли не вены себе резал, а потом с горя и отчаянья занимался на нью-йоркском пустыре нетрадиционным сексом с негром, у которого то ли рост был большой, то ли член, то ли и то, и другое вместе, - тут вы меня, если надо, поправите: я этого шедевра не читал. НДП, «Лимонка», тюрьма, дежурное тридцать первое число и даже Катя Му-му – всё это лишь гарнир для поддержания давно уже созданного мифа.

А вот миф Захара Прилепина создается буквально на наших глазах и очень стремительными темпами. Сначала долго выясняли, Захар он или Евгений, Прилепин или Лавлинский. Потом не могли определиться с уровнем текстов: одни считали его заурядным графоманом и чуть ли не мошенником, другие – наиболее ярким явлением за последние годы, достойным продолжателем линии Шукшина и Астафьева и, безусловно, «лучшим писателем нулевых». Это звание подкреплено официальной премией и солидным финансовым аргументом… Публицистом Захар всегда был незаурядным, но его «сталинское» письмо просто шедевр! Что хотите со мной делайте, до сих пор так считаю. Именно поэтому оно просто взорвало читающее сообщество. Одни вдруг докопались до его корней и со стопроцентной убежденностью стали доказывать всем, что Прилепин вообще-то сам еврей, поэтому его бунт против «либерастов» исключительно для отвода глаз. Либералы так не считали… Господи, как только не называла его «широкая прогрессивная общественность»! И подонок, и мразь, и антисемит… Страсти потихоньку улеглись, хотя у многих он по-прежнему числится в нерукопожатных. Помню демарш в одном из фейсбуковских журналов: «Или ты немедленно удаляешь из своих френдов Прилепина, - угрожал из Германии наш бывший соотечественник, - или тебя удаляю я!»

В общем, шум этот привел к тому, что Прилепина теперь знают даже те, кто с трудом отличает Бунина от Битова. Для писателя это, конечно, очень важно: сегодня имя услышали, завтра и читать начнут.

PR дело нужное, но крайне утомительное. Приходится много ездить по стране, встречаться с людьми, казалось бы, интеллигентными, но очень уж темными. Прилепин сам об этом рассказывает не без иронии:

«В Перми на телевидении объявили, что в город приехал Захар Прилепин, автор романа «Сонька». Что-то из жизни одесских бандитов, видимо. В Челябинске произошло вообще нечто невообразимое. Крайне миловидная девушка в крайне короткой юбке сорок минут брала у меня интервью. Мы сидели в мягких, слишком даже мягких креслах. Она всё время переставляла так и сяк свои крайне длинные ноги, из-за чего я старался смотреть в сторону и путался в ответах. Интервью вышло на местном портале уже к вечеру, и из него я с изумлением узнал, что являюсь автором романов «Дружба народов» и «Контент». Минут пятнадцать я размышлял, откуда взялась эта чудесная информация, и, знаете, понял. Девушка с ногами зашла на мой сайт и стремительно (она же профи) просмотрела биографическую справку. В справке написано, что я публиковался в журналах «Дружба народов» и «Континент». Девушка с ногами, которой «толстые» журналы в принципе неизвестны, решила, что я в журналах (глянцевые такие, с картинками — а какие ещё бывают?) опубликовал свою «Дружбу народов» (представляете содержание этого опуса, если б он вышел из-под моих ласковых рук?) и «Контент» (модное словечко, продвинутые журналистки с ногами им пользуются гораздо чаще, чем словом «континент», хотя смысла его не знают)»

. http://russlife.ru/allday/day/20130115/read/kollegi/

Мне нравится, что он к этому относится с юмором. Какой-нибудь маститый графоман наверняка бы скандал затеял. А если человек способен с юмором относиться к самому себе, то он прекрасно понимает, что отдельно существует текст, отдельно писатель, отдельно человек в быту, отдельно все то, что обо всём этом говорят, а если суммировать первое, второе, пятое, двадцать пятое, то это и составляет миф, про который определенно можно сказать одно – лучше, когда он естьJ

…А теперь вернемся к номеру один в списке. Совершенно уверен, что если бы Виктор Олегович решил вдруг прервать свое затворничество, стал бы давать интервью, обсуждать судьбу сирот у Малахова, спорить с Гозманом у Соловьева, тащиться в Кремль, чтоб получить какую-нибудь медальку от Путина, - то кончился бы не только миф, кончился бы писатель Пелевин. Потому что одно без другого просто не существует. Кстати, то же самое можно сказать и про Лимонова. И про Прилепина, уверен, со временем можно будет сказать. Пока слишком рано, миф в стадии строительства.




(21 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:rvs95
Date:January 15th, 2013 06:24 pm (UTC)
(Link)
красивше бабы чем евонная женка я не видал,так что поверить можно даже в негра
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 06:49 pm (UTC)
(Link)
Да у него все женщины были красивыми - других не держит)
[User Picture]
From:okunev
Date:January 15th, 2013 07:39 pm (UTC)
(Link)
Вот ведь как, первых двоих читал практически все, а последнего, про которого 150% текста вообще ничего. Почему, сам не знаю. Может рекламы не было или я такой недалекий. У Прилепина нет чего-нибудь, чтобы букв поменьше, чтобы познакомиться, много букв читать не хочется, видел интервью, читал публицистику, роман не осилю.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 07:46 pm (UTC)

про которого 150% текста

(Link)
Так ведь Пелевину с Лимоновым пиар уже не нужен, вот я Прилепину и подмахиваю. Типа искупаю свою вину: наезжал я на него, прямо скажем, довольно часто.
После знаменитого "памфлета" мое отношение к человеку резко изменилось. Ну и к писателю тоже. Рекомендовать же ничего не стану - тут каждый самостоятельно тропинку ищет.
[User Picture]
From:okunev
Date:January 15th, 2013 07:59 pm (UTC)

Re: про которого 150% текста

(Link)
Мое отношение к этому ранее неизвестному мне человеку складывалось в 2 хода, сначала "сталинисткая статья", довольно нарочитая, затем "разоблачение" с Навальным. Ну посмотрел, ну уважения большого не возникло, интереса тоже. Играют люди.
Я уже про себя не знаю, я как все или исключение? Я с детства относился к той самой, самой читающей в мире публике. Но вот незадача, не читал Прилепина и не только его. Почему? Мне не подсказали? Не было реклам? Пытался читать не пошло? Интересно, я один такой, который не читал Прилепина? В смысле, среди читающих.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 08:34 pm (UTC)

Интересно, я один такой, который не читал Прилепина?

(Link)
Скажу вам по большому секрету(хотя и не должен был говорить): Прилепина не только мало читают, некоторые НЕ могут заставить себя его читать. Ничего унизительного для автора в этом нет: я вот, например, через силу читаю Лимонова. Некоторые Пелевина не переваривают. Всё индивидуально. И ровным счетом ни о чем не говорит.

Edited at 2013-01-15 10:18 pm (UTC)
[User Picture]
From:andeshpit
Date:January 15th, 2013 08:48 pm (UTC)

Третьим будет?

(Link)
Захар Прилепин, несомненно, выдающийся человек, который много сил потратил на создание мифа о себе. Начиная с выдуманных или, точнее, туманных фактов биографии и кончая последними статьями в прессе. Кстати, в этих статьях я не вижу ничего выдающегося, ЗП просто решил больше не играть с нами, читателями, а стал более искренним и менее изощрённым. даже безыскусным, как кусок арматуры. Нацбол пошел из него напролом, и стал скушен. Я однажды с Захаром встречался, он незаурядная и обаятельная личность. А сейчас он как будто подвыпил и пошёл "бить морды". Может, решил, что ему уже можно и пора)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 08:59 pm (UTC)

Может, решил, что ему уже можно и пора

(Link)
А ведь действительно: и можно, и пора!.. Чего и кого ему ждать? Создание мифа только на первых порах задача сложная - потом он уже как камень с горы: сам катится, наматывая на себя все, что встретится по пути.
Кстати, так было с Лимоновым. Так было и с Пелевиным... Помню чьи-то воспоминания о том, как он каждый день звонил в "Знамя", где у него должен был выйти рассказ. Представляю, какое унижение он при этом испытывал!
[User Picture]
From:andeshpit
Date:January 15th, 2013 09:16 pm (UTC)

Re: Может, решил, что ему уже можно и пора

(Link)
Да, верно. И я представляю, и каждый, кто посылал свои сочинения в журналы, как "Пионера" в космос. Зато теперь он "на коне")
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 09:22 pm (UTC)

Re: Может, решил, что ему уже можно и пора

(Link)
Да, но это не только опыт, но и пример... Я вот, скажем, всегда знал, что никогда не буду ходить, звонить, просить, напоминать - это не я такой гордый, это маленький "пелевин" сидел во мне и говорил: "не надо!".
[User Picture]
From:andeshpit
Date:January 15th, 2013 09:35 pm (UTC)

Re: Может, решил, что ему уже можно и пора

(Link)
Может, я не прав, но у меня похожая ситуация)
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 09:49 pm (UTC)

но у меня похожая ситуация

(Link)
Тогда я имею право Вам сказать: наша позиция, увы, ущербная. Пока не станешь орать на каждом углу(а лучше по ящику, на радио, в СМИ), что ты это ты, никто тебя и знать не будет:)
Другое дело, что уж очень много орущих: к ним как-то привыкли и всерьез не воспринимают.
[User Picture]
From:andeshpit
Date:January 15th, 2013 10:04 pm (UTC)

Re: но у меня похожая ситуация

(Link)
Когда мой мл. сын ещё учился в школе, я как-то раз туда попал и услышал слова его учительницы: "Скромность - путь к забвению". Я ещё подумал: а ведь она права!
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 10:11 pm (UTC)

Re: но у меня похожая ситуация

(Link)
Разумеется, права. У Натальи Ивановой была любопытная статья на эту тему(там, кстати, и о Прилепине есть): она рассказывала о талантливом и очень скромном писателе из провинции и сетовала, что его никто не знает. Я выписал имя на бумажку, всё собирался найти в инете его тексты, но сначала времени не было, а потом и бумажку потерял, и имя забыл.
[User Picture]
From:andeshpit
Date:January 15th, 2013 10:20 pm (UTC)

Re: но у меня похожая ситуация

(Link)
О! Ну, тогда - разрешите представиться!...)))))))
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 09:07 pm (UTC)

Re: Третьим будет?

(Link)
А вообще, если совсем серьезно: ни поэт, ни писатель не должен быть этаким простым свойским парнем, "соседом по раёну" - обязательно нужна дистанция. Не только с соседями и знакомыми - с читателями тоже.
Пелевин в этом смысле эталон писательского поведения. Недостижимый, правда.
[User Picture]
From:andeshpit
Date:January 15th, 2013 09:28 pm (UTC)

Эталон писательского поведения. Недостижимый.

(Link)
Верно сказано. Меня в этом смысле подводит публичность работы - волей-неволей в общем доступе) Так что у меня получается, как в фильме "Ошибка резидента": "Либо Вы не Куртис, либо эта ксива не Ваша!" Впрочем, речь не обо мне, конечно))
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:January 15th, 2013 10:00 pm (UTC)

Re: Эталон писательского поведения. Недостижимый.

(Link)
Я часто думаю о Пелевине: вот неужели ему не хочется настоящей славы? Несметных букетов цветов, восторженного ора поклонников? Цикла передач по ящику о творческом пути? Торжественных собраний в Кремле - и чтоб весь зал встал при его появлении, и Путин жестом пригласил в президиум, и что-то почтительно сказал – ему одному, на ухо. А потом орден бы вручил – самой высшей степени… И вы знаете, я практически уверен: НЕ хочется! Ибо пустое всё это, ложное. И знал он об этом давно – еще когда начинал. Поэтому и судьбу свою так выстроил.
[User Picture]
From:andeshpit
Date:January 15th, 2013 10:10 pm (UTC)

Re: Эталон писательского поведения. Недостижимый.

(Link)
:))
Пелевин - голова!) Он знал, что это правильно. Ценно только то, что мы из себя представляем.
[User Picture]
From:komar28
Date:January 15th, 2013 11:05 pm (UTC)
(Link)
Я желала бы машину времени, шла бы вперёд 100 лет и смотрела бы на то, кого из них ещё читают.

То есть, не люблю PR и не хочу, чтобы PR работал бы.
[User Picture]
From:elshanec
Date:January 16th, 2013 03:58 am (UTC)
(Link)
читал у Прилепина только авторские колонки. нравится. пошел читать дальше.
Лимонов понравился в начале 90-х, но только одна книжка, там, где с негром)
Пелевин - не мой писатель.

> Go to Top
LiveJournal.com