Владимир Холодов (vlad_dolohov) wrote,
Владимир Холодов
vlad_dolohov

Category:

Мелкое воровство – невинное баловство

Уголовный кодекс я чту, но в данном случае речь пойдет исключительно о литературе и кинематографе, где уголовное право не применяется в принципе. Интересно, видели ли вы сериал под названием «Обратная сторона луны»?  Фабула банальна – герой проваливается в прошлое, – сюжет заимствован у BBC: это вольная адаптация нашумевшего сериала «Жизнь на Марсе». Действие, естественно, перенесено в Россию. От сценариста – неведомый мне Александр Щербаков – требовалось насытить его российскими реалиями. Тут нужно хоть что-то вспомнить (если жил в то время), перелопатить прессу, кинохронику и литературные тексты, в которых уже была использована эта фабула.

Без моего скромного рассказика с провокационным названием «Еврейский романс» не обошлось точно. Рассказ был впервые размещен на сайте в ноябре 2010-го, а в сентябре 2011 опубликован в «толстяке». Сериал же начал сниматься в 2012-ом.
Фильм я, разумеется, не смотрел. Мне прислал ссылки мой друг, который и рассказ читал, и фильм видел. Он считает, что это плагиат и предлагает «прижучить» авторов.
Ну, во-первых, заимствование деталей – это как бы не совсем и плагиат. Во-вторых, я никогда этим не занимался и заниматься не буду (о причинах ниже). В-третьих, многие «заимствования» – в пределах ожидаемого: коллизии с телефоном, деньгами, газетами, новостями по ТВ. История с чекистами, которым герой рассказывает о том, что будет в стране через тридцать лет, конечно же, украдена (неуклюже украдена, на мой взгляд). Про концерт Высоцкого, на который герой пошел с любимой девушкой и общая фотография с ним, с которой он вернулся назад, в наше время – меня, откровенно говоря, огорчила – как наглый гоп-стоп в электричке. Ну, украл – и украл. Проехали. Фильм слабый, его мало кто видел, рассказ читали еще меньшее количество людей… Да и ситуация банальная, чего уж там.
Один мой приятель и коллега (в то время начинающий сценарист) лет пять наезжал на Говорухина за «украденный» у него сценарий «Пираты двадцатого века».
Другой знакомый – сценарист опытный и матерый – судился с Никитой Михалковым за украденный замысел «Сибирского цирюльника» (у него был договор на «Мосфильме»).
Оба кончили плохо: первый ушел из кино, сдвинулся рассудком и сейчас возглавляет какую-то странную и жуткую секту на Урале (он у них гуру, типа). Второй умер от инфаркта на втором году судебного процесса, оставив в нищете молодую жену(третью) и малолетнего ребенка.
Им хотелось славы и денег. Мне не нужно ни первое, ни второе – у меня иммунитет. Да, деньги я люблю и беру – за сценарии, доработку, диалоги, продвижение и даже процент от отката беру: казните меня строго! Но за публикуемую прозу не беру никогда и ни у кого. И даже от премий отказываюсь. И не только потому, что это деньги смешные – в русской литературной традиции было принято гонорары непременно пропивать: типа, не для этого пишем. Я стараюсь, насколько это в моих силах, соответствовать.
Что же касается упомянутого выше рассказа, то мой «гонорар» заключался в высланном по почте экземпляре журнала. Его я принял – в Москве купить «Сибирские огни» было практически невозможно, журнал тогда был бедным, а возглавлял его (или только отдел прозы? мог запамятовать) милейший Виталий Сероклинов – наши отношения, увы, прервались, но я до сих пор ему благодарен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments