?

Log in

No account? Create an account
Аксенов. Невероломная любовь - Свободная игра свободного ума в условиях кровавого режима

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

October 26th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
03:38 am - Аксенов. Невероломная любовь
Чем больше ты кого-нибудь любишь, тем меньше интересуешься мнением других людей о предмете своей любви.  Думаю, это происходит потому, что ты инстинктивно оберегаешь существующий в твоей душе образ.  К писателям это относится в первую очередь.  Скажем, я сознательно избегаю книг и статей о Хемингуэе, Набокове, Вознесенском. Умудрился не прочитать быковского Пастернака, хотя книгу хвалят даже те, кто Быкова терпеть не может. Примерно такая же ситуация с Аксеновым.  Его я любил не только как писателя, но и как человека. Мне нравилось в нем практически всё: как он говорит, улыбается, молчит, ест, пьет, ходит. Мне нравилось, как он одевается и какую выбирает обувь(ортопедическую – по шутливому замечанию одного моего знакомого).  Мне очень жаль, что его уже нет с нами. И мне очень его не хватает – как человека, прежде всего. Как писатель он уже вряд ли сказал бы мне что-то новое – всю его позднюю прозу я не принимаю и не люблю с той же силой,  с какой люблю прозу раннюю.  Тут я перехожу в область типичной любовной шизофрении, поэтому весь следующий абзац можно легко пропустить.
Итак, я уверен, что Аксенов родился рассказчиком – блистательным, тонким, ни на кого не похожим, - в этом качестве он и займет свое законное высокое место  в отечественной литературе.  Его переход к так называемой  большой  форме был вызван причинами вторичными и явно не творческими – это и было, собственно, начало конца.  Я не возьмусь назвать ни одного по-настоящему выдающегося  романа Аксенова.  Другие называют охотно и много,  Бог им судья. Я же в аксеновских текстах подметил простую закономерность:  чем больше объем, тем ниже уровень.  Критический потолок – повесть листов так на семь-восемь. Сейчас ту же ошибку, на мой взгляд, совершает Пелевин. Ну, не романисты они оба, что тут поделаешь?!
Увы, и читатели, и издатели предпочитают именно романы. Рассказ годится разве что в виде довеска в книге или чтоб дырку в толстяке заткнуть.  Поскольку романы сейчас пишут все, их средний уровень крайне низок. На этом фоне  даже слабые романы Аксенова  смотрятся  выигрышно.  Да и сам он смотрится чуть ли не Гулливером среди лилипутов: что внешность, что личность, что судьба. Он все еще интересен читающей публике. А значит, наверняка будет интересна и книга о нем,  написанная двумя его коллегами и друзьями – Евг.Поповым и Александром Кабаковым.  Она только что вышла, но прессу собрать уже успела.
http://evgpopov.livejournal.com/41351.html
Неделей раньше была презентация, на которую я собирался сходить, но все же  решил не искушать судьбу.
http://evgpopov.livejournal.com/40750.html
И Попов, и Кабаков не только писатели хорошие, но и люди удивительные -  послушал бы их с огромным интересом, но только если бы… они не говорили об Аксенове.  Да, они его знали лучше многих и рассказать могут такое… Но не расскажут. То есть, в узком кругу могут, а вот здесь, для широкой публики никогда. Потому что если ты уж берешь в руки кисть с бронзовой краской, то и культуртрегерские задачи выполнять должен.  Скажем, вряд ли эти два блестящих литератора считают «Остров Крым» великим романом, а халтурную, написанную исключительно ради денег «Московскую сагу» летописью поколения, но хвалить-то все равно надо.  И в сто первый раз воспевать героических авторов и создателей пресловутого «Метрополя» тоже придется – это уже ритуал, деваться некуда.  И ничего, что в сто первый, - публика выросла новая, она может и не знать. Да и себя, любимых, лишний раз похвалить  приятно.  Мне, откровенно говоря, при этом присутствовать не хотелось бы.  Да и не знаю, как бы я себя повел при передозе патоки и елея. Возможно, просто бы вышел из зала и поставил уважаемых мной людей в неловкое положение.  Да еще по дороге к двери наверняка бы от охранника в лоб получил, что правильно:  это не променад на Тверской – если пришел, сиди!.. Понимаю, насколько ущербна моя позиция, но поделать с собой ничего не могу.
Евгений Попов в свое время дебютировал громко: два рассказа в «Новом мире» с предисловием Шукшина. Предисловие, кстати, так себе, а вот рассказы изумительные. Один из них назывался «Жду любви невероломной». 
Вот об этой невероломной любви я и хотел сегодня с вами поговорить.
Если вы ничего не поняли, перечитайте еще раз.
Если опять не поняли, взгляните на подзаголовок и простите автора.

(12 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:rekaoka
Date:October 26th, 2011 05:20 am (UTC)
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 26th, 2011 02:45 pm (UTC)
(Link)
И вам спасибо, что заходите.
[User Picture]
From:enter_pretty
Date:October 26th, 2011 09:03 am (UTC)
(Link)
Вот интересно, откуда ты мог знать Аксёнова как человека? Где мог видеть, как он ест и пьёт?
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 26th, 2011 11:02 am (UTC)
(Link)
Он мне снился каждую ночь. Ну, скажем, как тебе Машков. С любимыми это бывает часто - банальное, в общем-то, дело.
[User Picture]
From:enter_pretty
Date:October 26th, 2011 01:41 pm (UTC)
(Link)
Это чо, ночь кончилась, а бред всё продолжается?
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 26th, 2011 02:07 pm (UTC)
(Link)
Tender is the Night.
С бредом подобной определенности нет, но пишущий человек дорожить им обязан. Вот, скажем, сейчас попугай Маша диктует мне некий текст, и я очень боюсь ее спугнуть - сам такое придумать точно не смогу, а попугаи диктуют редко: это не какие-нибудь дешевые ночные музы с ленинградки:)
[User Picture]
From:amado
Date:October 26th, 2011 03:55 pm (UTC)
(Link)
Писатель всегда ясен как личность. Есть выражение: Никто ничего не может сказать, чтобы не сказать о себе. То есть, не выдать себя. Так как-то звучит.
Это я к вопросу - откуда можно знать Аксёнова как человека. Самое важное писатель о себе говорит. А внимательный читатель поймёт и частности.
О невероломной любви всё понятно. Перечитывать не потребовалось:)
Кстати, Аксёнова, как писателя, так же оцениваю.
И о том, что, если что-то сильно любишь, не хочешь ни обсуждать, ни слышать об этом от других - очень точно и тонко...
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 26th, 2011 04:22 pm (UTC)

еще точнее сформулировал Битов

(Link)
"Напишешь пару страниц и стоишь перед всеми как голый".
Елена человек тонкий, начитанный и умный, - она бы с вами охотно согласилась, но ей мешают некоторые обстоятельства... Дело в том, что она как бы и не со мной сейчас общается: некоторое время была очень дружна с одним моим персонажем и до сих пор не может простить мне, что я его убил(он теперь всего лишь герой моей повестушки).
Если вернуться к Битову, то у него есть потрясающий рассказ о том, как герой ходит на кладбище и разговаривает с умершей женой. Он ее очень любил, и ему кажется, что она до сих пор жива и где-то совсем рядом. На кладбище он знакомится с женщиной, которая ходит к погибшему мужу и тоже с ним разговаривает. И тоже уверена, что он живой и где-то рядом. Рассказ заканчивается фразой: "Как, и вы тоже?!"
Любовь бессмертна, это правда. Для меня жив Аксенов, для Лены - ущербный Серега-мариман, для кого-то и Маркс с Лениным, - ничего удивительного в этом, собственно, нет:)
Заходите почаще, что-то совсем вы пропали.
[User Picture]
From:amado
Date:October 26th, 2011 04:39 pm (UTC)

Re: еще точнее сформулировал Битов

(Link)
Спасибо за приглашение, я читаю КАЖДЫЙ ваш пост, просто не всегда умных мыслей на комментарий хватает:)) А если я не отображаюсь в статистике - я её просто отключила:))
[User Picture]
From:k_k_kloun
Date:October 26th, 2011 05:03 pm (UTC)
(Link)
Эти рассказы Попова я читал. Они тогда меня потрясли. С "Новым миром" вообще так было. Полкило макулатуры и, допустим, пара рассказов Зуфара Гареева. Ради этих рассказов, которые не всегда и были, выписывался мною журнал.Про любовь я понял. Я дальше пошел- вообще никогда не разговариваю о том, что люблю ни с кем. Ни о музыке, которую люблю, ни о книгах, ни о вещах. Само-собой, не смотрю экранизации книг, которые люблю.Музыку, которую люблю, стараюсь слушать только, когда один. Либо как вариант в присутствии людей настоль далеких, что они ничего не поймут. А,значит, и не испортят.
[User Picture]
From:vlad_dolohov
Date:October 26th, 2011 05:11 pm (UTC)

Нас мало, нас, может быть, четверо(с)

(Link)
Остальные подтянутся. Предпримут определенные усилия(интеллектуальные, эмоциональные, да и просто физические - за волосы вверх!) и поймут, что любовь священна, а общей любви не бывает - ну, разве что в публичном доме)))
[User Picture]
From:k_k_kloun
Date:October 26th, 2011 05:17 pm (UTC)

Re: Нас мало, нас, может быть, четверо(с)

(Link)
Вы оптимист( я об "остальных"). Не хочу спорить. В конце концов, сберечь в другом градус романтики не менее важно, чем не заболтать любовь.

> Go to Top
LiveJournal.com