Формальным поводом к посту послужил как всегда интересный рассказ моего френда, в котором он мельком упомянул фамилию композитора Окорокова.
Про него я знал лишь то, что он был одним из создателей группы «Комбинация» и что песен давно не пишет, полностью уйдя в так называемую «серьезную музыку».
Чтобы успешно писать востребованную попсу нужны, как я понимаю, молодость, кураж и «легкость в мыслях необыкновенная». С возрастом это обычно проходит. Продолжающий активно работать в песенном жанре Юрий Антонов написал свой последний шлягер 32 года назад, Юрий Лоза – 27, Игорь Корнелюк – 20.
Уход в «серьезную музыку» массовым явлением не стал. Во-первых, для этого нужно серьезное консерваторское образование по классу композиции (Окороков получил его в Москве у Тихона Хренникова и был очень смущен, когда тот узнал, что он автор "Ксюши"). Во-вторых, нужно ясно себе представлять, что это путь в никуда – там ни денег, ни славы, ни спокойной комфортной жизни.
Некоторым – как, скажем, Дмитрию Маликову – удается совмещать: напишет пару сонат и симфонию, а потом неделю рубит бабло на корпоративах и концертах в провинции. Но он, скорее, исключение из общего правила. Благодаря жене-хищнице, полагаю: сонаты сонатами, но семью кормить надо.
Серьезных произведений Виталия Окорокова в ютьюбе крайне мало. Я выбрал короткий фрагмент. Пока вы будете слушать – а сделать это надо минимум раз пять – я продолжу.
Причин для ухода в «настоящее и серьезное» обычно три: это или глубочайшая внутренняя неудовлетворенность, или завышенные творческие амбиции, или трагедия в личной жизни… Когда Виталию Окорокову было 42 года, у него тяжело заболела жена, а через три года умерла. Он остался один с пятилетним сыном и долгое время вел затворническую жизнь. Тут уже не до песенок про бухгалтера или два кусочека колбаски.
На жизнь зарабатывал тем, что писал музыку для кино, театров (в том числе зарубежных) и рекламы. На попсе он бы заработал существенно больше, но с избранного пути, надо отдать ему должное, не свернул. Сейчас у Виталия Алексеевича все нормально: и в творчестве, и в личной жизни. Он давно уже живет не в Саратове, а в Москве. Подрастают три сына, один из них приемный.
Тут следует признаться, что мне очень симпатичен этот человек. Прежде всего, своим отношением к жизни. Что же касается его творчества и вектора его развития, то я в легком смятении: пожалуй, для меня это слишком сложно.
Скажем, сейчас Окороков (и он не скрывает этого) находится под влиянием Галины Уствольской. Цитирую:
«Сегодня 100 лет, как родилась эта гениальная женщина... Композитор Галина Уствольская! Её музыка не для всех, и Слава богу! Но я открыл её для себя год назад и могу сказать: Она опередила время на 2 000 лет и стала Пророком в музыке... Не пугайтесь, попробуйте послушать и почувствовать, что время не властно над такой музыкой».
Я добросовестно трижды прослушал лучшее ее произведение – Вторую симфонию. Попробуйте и вы.
Честно признаюсь: для меня это слишком сложно. Поэтому желая симпатичному мне человеку всяческих успехов возьмусь предположить, что успеха не будет. А вот счастье будет: мир талантливого человека – это отдельная Вселенная, законов которой не знает никто… И слава Богу, что не знает.