Владимир Холодов (vlad_dolohov) wrote,
Владимир Холодов
vlad_dolohov

Category:

Битов. Остоюбилеело всем, но я всё же продолжу

Торжества получились формальными, вялыми, неискренними. Причин тому много. Во-первых, широкая публика Битова не знает и никогда не читала – это для нее слишком сложно.



Впрочем, и коллеги практически не читали – в писательских жежешках и статусах фейсбука равнодушно и несколько брезгливо вспоминают его юношеские рассказы, путевые очерки, киносценарии и даже знаменитый «Пушкинский дом» читал(или говорит, что читал) лишь каждый десятый. И вообще для очень многих Битов не есть, а был – как какой-нибудь Тредиаковский или Влас Дорошевич. «Был Битов, которого я раньше очень любил – кажется, за путевые заметки. Нет, не помню» - сказал Владимир Березин, а до него еще сотни три-четыре современных отечественных прозаиков http://berezin.livejournal.com/1497518.html

Во-вторых, Андрея Битова не любят.  Власть – за то, что он многие годы возглавляет одиозный Пен-клуб, практически неуправляем, а накануне своего юбилея еще и где-то с белой ленточкой фланировал – видимо, невтерпеж было продемонстрировать свое презрение к властям, орден для него заготовившим… Коллеги не любят за дурной характер, самомнение, фанаберию, дачу в Переделкино и за хамское тыканье всем подряд; особенно, под шафе(а это, увы, бывает часто).

В-третьих, Битов в последние годы постоянно «врёт». Я бы сказал иначе: создает новую реальность, ибо, в сущности, кому какое дело до его дальней родни в «черкесских деревнях», «сгоревшей» дачи, «проданных» квартир и совершенно никчемного поэта и футболиста Ткаченко, о котором давно уже все забыли, но будто бы  именно из-за его преждевременной смерти Битов не оставляет свой пост в Пен-клубе – он, видите ли, приемника себе готовил. Как Ельцин Путина, а Путин – Медведева. Тандем мыслился(это почти цитата).

…Всё это, разумеется, полная ерунда! Писатель – это, прежде всего, текст. А между буквами ни дачи переделкинские не видны, ни черкесы злобные, ни плохой футболист Ткаченко из не менее плохой команды под названием «Локомотив». А вот с текстами действительно беда – они не востребованы. Совсем. Это практически мертвая литература. Да, после Донцовой и Акунина Битова читать невозможно. После Прилепина и Сорокина – можно, но все равно тяжело. А вот после Джойса, Набокова или Юрия Трифонова(уж простите мне этот эклектичный список!) Андрей Георгиевич читается просто замечательно. Другое дело, что и этих авторов сейчас мало кто читает. Но это уже проблема не Джойса и не Битова.

В отличие от Березина, я не могу сказать, что люблю(ил) Битова – я его просто безмерно ценю. Как современного классика и едва ли не последнего из могикан некогда великой литературы. Он умен, глубок, тонок и практически всегда стилистически безупречен. ТАК сейчас не пишет никто. Мне странно, что этого многие не видят. Мне и спорить с ними даже как-то неловко – ну нельзя же, в самом деле, спорить с лабухом из ресторана о мастерстве Гилельса или Армстронга! А вот если это не «лабух», а человек умный, знающий, тонкий – как, например, известный(и глубоко уважаемый мной) критик Т., то я сначала теряюсь, а потом в силу дурного характера завожусь и начинаю спорить. Т. некогда был с Битовым в дружеских отношениях, но потом они рассорились: причина забылась, оскомина осталась. Впрочем, Т. никогда никого не щадит, а в оценках всегда бывает резок. Его основной тезис: Битов БЫЛ хорошим писателем, но кончился в середине семидесятых, сразу после ПД. Прежде чем отважно полезть на рожон, решил освежить в памяти более поздние тексты. Книга открылась на повести «Человек в пейзаже»(1987). Да, я уже это раньше читал. Да, у Битова есть вещи значительно более сильные. Но… до чего же все это замечательно, глубоко, тонко! Прочел залпом, долго не мог уснуть. Утром полез в пузырь.

«Начитавшись всяких гадостей про Битова, просмотрел перед сном его старую, мало кому известную, проходную повестушку под названием "Человек в пейзаже"… Скажите, пожалуйста, что это плохо, бездарно, из пальца высосано - я тут же устыжусь и пойду читать шорт Нацбеста», - сказал я мэтру.

Это был вызов, почти хамство. Таких вещей я обычно себе не позволяю. Да и Т. не прощает, но он человек тонкий, поэтому понял, что во мне говорит не дурной вкус, а обида за того, кого мы оба(пусть и в разное время) считали большим и настоящим писателем.

«Это не плохо и не хорошо, - ответил мэтр. - Это никак. Вроде знаменитой театральной погудки: о чем говорить, когда не о чем говорить».

И тут я задумался. А что, собственно, представляют собой ВСЕ пьесы Чехова, выросшие, как известно, из первой, огромной, рыхлой и почти графоманской «Пьесы без названия»(она же «Безотцовщина» и «Платонов»)? Погудка, вне всякого сомнения… А разве практически ВСЕ романы и повести Юрия Трифонова не являются всего лишь перепевами его первого ученического романа «Студенты»? Погудка чистой воды!.. Нет, господа, тут дело вовсе не в том, что нечего сказать(Чехову, Трифонову, Битову – это уже не важно), - они говорят, а вы не слышите, они показывают, а вы не видите. Впрочем, об этом есть и в названном выше тексте:

    «Бояться   мне   было    нечего.    Недавняя   чувствительность уравновешивала наглость.

    -- Я вам не помешал?

    --  Помешал,  помешал! -- живо откликнулся он и с  облегчением  отложил кисть.

    -- Тогда позвольте...

    -- Позволил, уже позволил.

    -- Спросить, я имел в виду...

    -- И я ничего другого.

    Его  неоправданная,  на  мой   взгляд,  гордость  обидела  меня.  Но  я сдержался.

    -- Что же вы молчите? -- напал он. -- Или вам не нравится?

    Он мне показался ясным: не из тех, кому можно сказать что думаешь.

    -- Нет, что вы. Прекрасный вид.

    -- Вид?!.. -- Он пренебрежительно поджал губы.

    -- Я ведь предупредил, что я профан... Вид и пейзаж -- есть разница?

    -- Принципиальная! -- тут  же клюнул  он. --  Вид --  это то,  что и вы увидите. Пейзаж -- это  то, что увидел я».

Хотел дать ссылку на эту повесть, но текст нашел только у Мошкова – не отформатированный, с кучей ошибок и неточностей – увы, другого нет.

http://www.lib.ru/PROZA/BITOW/pejzazh.txt



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Святые мысли на Святой земле

    Раньше они жили среди нас. И надо признать, хорошо жили: защищали диссертации, занимали руководящие посты, строили дачи, ругали на своих кухнях…

  • Война была странна, сражались два говна

    Даже не знаешь, кому сочувствовать: престарелым и выжившим из ума аятоллам (нашим большим друзьям, кстати) или агрессивным еврейцам, за которых…

  • Вкусы, сопли и бриллианты Марлен Дитрих

    Женщина была яркая, эффектная, вздорная, но высоким интеллектом не отличалась. За всю свою долгую жизнь она прочитала полторы книги и один случайный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • Святые мысли на Святой земле

    Раньше они жили среди нас. И надо признать, хорошо жили: защищали диссертации, занимали руководящие посты, строили дачи, ругали на своих кухнях…

  • Война была странна, сражались два говна

    Даже не знаешь, кому сочувствовать: престарелым и выжившим из ума аятоллам (нашим большим друзьям, кстати) или агрессивным еврейцам, за которых…

  • Вкусы, сопли и бриллианты Марлен Дитрих

    Женщина была яркая, эффектная, вздорная, но высоким интеллектом не отличалась. За всю свою долгую жизнь она прочитала полторы книги и один случайный…